Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД<.>)
Общее количество найденных документов : 52
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-40   41-52 
1.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 96.07-04П1.59

    Bonini, Nicolao.

    The "catch all underestimation bias": Availability hypothesis vs. category redefinition hypothesis [Text] / Nicolao Bonini, Jean-Paul Caverni // CPC: Cah. psychol. cognitive. - 1995. - Vol. 14, N 3. - P301-322 . - ISSN 0249-9185
Перевод заглавия: Схватывание всех отклонений при недооценке: гипотеза наличия против гипотезы переопределения категорий
Аннотация: When branches of a fault are pruned, subjects do not fully transfer the probability of those branches to the "all other" category (cf. Fischhoff, Slovic, & Lichtenstein, 1978). The underestimation of the probability of the "catch-all" category has been explained by either an availability or a category redefinition mechanism. In this experiment, subjects received a full and a pruned fault tree and estimated the probabilities of branches related to a staring failure problem or an adult death causes problem. To increase the availability of the omissions, subjects in the filling-task condition used the same fault tree for both the frequency estimation task and the filling task. That is, they had to write down specific causes related to each branch of the tree before estimating the probability of the same branches. The type of omission was also manipulated. A high probability branch was omitted in the important omission condition whereas a low probability branch was omitted in the unimportant omission condition. The results showed that the bias did not disappear in each of the six experimental conditions. Furthermore, nearly three fourths of the subjects exhibited the bias. Finally, the bias was higher when a high probability branch was omitted than when a low probability one was omitted. The validity of the two explanations is analyzed. Италия, Dep. of Economics Univ. of Trento, Via Inama 5, 38100 Trento. Библ. 6
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.45 + 151.21.41.11
Рубрики: ПОВЕДЕНИЕ
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

ОБЫДЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Caverni, Jean-Paul


2.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 96.08-04П1.182

    Мусхелишвили, Н. Л.

    Метапсихологические проблемы непрямой коммуникации [Текст] / Н. Л. Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер ; РАН. Ин-т филос. // Когнитив. эволюция и творчество. - М., 1995. - С. 33-54 . - ISBN 5-201-01851-3
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.39 + 151.01.07
Рубрики: КОММУНИКАЦИЯ
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ

НЕПРЯМАЯ КОММУНИКАЦИЯ

УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Шрейдер, Ю.А.


3.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 96.10-04П1.57

    Boscolo, Pietro.

    The cognitive approach to writing and writing instruction: A contribution to a critical appraisal [Text] / Pietro Boscolo // CPC: Cah. psychol. cognitive. - 1995. - Vol. 14, N 4. - P343-366 . - ISSN 0249-9185
Перевод заглавия: Когнитивный подход к письму и письменной инструкции: вклад в критическую оценку
Аннотация: Research on writing has been greatly stimulated by cognitive psychology, in which writing has been conceptualized as a problem solving activity. The objective of this paper is to critically analyze some aspects of the cognitive approach to writing and writing instruction: (1) the effects of problem solving analogy in writing research; (2) the lack of a comprehensive theory of writing development; and (3) good vs. competent writing. In the cognitive approach the main objective of writing instruction is to make the pupil into a strategic writer, whereas writing itself is viewed as subordinate to learning and thinking. The concept of writing expertise is analyzed and some suggestions for research on writing instruction are discussed. Италия, Dip. di Psicologia dello Sviluppo e della Socializzazione, Univ. degli di Studi di Padova, Via Beato Pellegrino 26, 35137 Padova. Библ. 91
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: РЕЧЬ
ПИСЬМО

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЕ

НАУЧЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

ОБЗОРЫ

БИБЛ. 91

ЧЕЛОВЕК



4.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.06-04П1.44

    Панкратова, Ю. В.

    Влияние условий речепроизводства на просодическую организацию высказывания [Текст] / Ю. В. Панкратова ; Рос. терминол. о-во // Функц. исслед. - М., 1996. - С. 184-201 . - ISBN 5-88564-121-8
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: РЕЧЬ
ЯЗЫК

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

ПРОСОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ

ЧЕЛОВЕК



5.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 00.03-04П1.176

    Birchwood, Max.

    Commentary on Garety & Freeman [Text]. I. Cognitive approaches to delusions - a critical review of theories and evidence / Max Birchwood // Brit. J. Clin. Psychol. - 1999. - Vol. 38, N 3. - P315-318 . - ISSN 0144-6657
Перевод заглавия: Комментарии к работе Garety & Freeman "Когнитивные подходы к иллюзиям и галлюцинациям - критический обзор теорий и доказательств"
Аннотация: Когнитивный подход к терапии иллюзий и галлюцинаций играет важную роль в разработке эффективных психосоциальных стратегий. Автор, анализируя обзор Garety & Freeman, считает, что они уделяют недостаточно внимания содержанию и социальному контексту иллюзий и галлюцинаций. Далее обсуждаются вопросы о том, являются ли ошибки суждений и убеждений личностной особенностью или характеристикой болезненного состояния, выясняется характер нарушения стратегий мышления, лежащих на основе иллюзий, и их значение для понимания подходов к терапии и социальных интеракций. Великобритания, Early Intervention Service. Библ. 20
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.15
Рубрики: ПСИХОТЕРАПИЯ
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

ИЛЛЮЗИИ

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ



6.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 00.03-04П1.213

    Weston, Heather E.

    Children's attributes about family arguments: Implications for family therapy [Text] / Heather E. Weston, Paul Boxer, Laurie Heatherington // Family Process. - 1998. - Vol. 37, N 1. - P35-49 . - ISSN 0014-7370
Перевод заглавия: Суждения детей о семейных ссорах: практика семейной терапии
Аннотация: Представления детей о причинах семейных ссор, проявляются как в их интерпретациях, так и в их адаптации к этим событиям. Таким образом, представления детей о семейных спорах являются важными для семейной терапии, особенно для терапевтов, которые работают в русле когнитивного или конструктивистского подходов. Авторы статьи проводили исследование детских суждений о причинах семейных споров в двух областях: супружеские споры и детско-родительские споры. Девяносто два ребенка в возрасте от 5 до 12 лет, слушали звукозаписи споров и затем отвечали на серию структурированных вопросов, касающихся различных представлений о причинах подобных споров. Описательный анализ наиболее и наименее одобренных причин позволил создать общую карту "историй" детей, рассказывающих о причинах семейных ссор, и показал, что дети больше соглашаются с множественными, интерактивными причинами, чем с внутренними, обвиняющими представлениями. Обсуждалось возможное применение данных результатов в семейной терапии и рассматривались предложения для будущих исследований. Библ. 53
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.15
Рубрики: СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
СУЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

ПРИЧИНЫ СЕМЕЙНЫХ ССОР

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД

СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ВОПРОСЫ


Доп.точки доступа:
Boxer, Paul; Heatherington, Laurie


7.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 00.08-04П1.25

    Claxton, Guy.

    Knowing without knowing why [Text] / Guy Claxton // Psychologist. - 1998. - Vol. 11, N 5. - P217-220 . - ISSN 0952-8229
Перевод заглавия: Знаю, не знаю почему
Аннотация: Интуиция долгое время была неудобным, а значит и пренебрегаемым понятием в психологии. Одно из значений слова "интуиция" в Оксфордском словаре связано с непосредственным знанием, восходящим к ангельским и духовным сущностям. В обзоре отмечены многочисленные исследования интуиции, осуществленные за последние 30 лет в рамках когнитивного подхода. Среди них - исследования имплицитного обучения или "интуитивной экспертизы", семантического обуславливания, метаконтраста, связи интуиции с изменениями электропроводимости кожи, роли интуиции в творчестве нобелевских лауреатов. Великобритания, Univ. of Bristol. Библ. 22
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.11
Рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ИНТУИЦИЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ

ДУХОВНЫЕ СУЩНОСТИ

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД



8.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 00.09-04П1.17

   

    Nonverbal metaphor: A review of theories and evidence [Text] // Genet., Soc., and Gen. Psycol. Monogr. - 1998. - Vol. 124, N 1. - P95-119 . - ISSN 8756-7547
Перевод заглавия: Невербальная метафора: обзор теорий и очевидность
Аннотация: Традиционный подход к анализу метафоры рассматривает ее как свойство речевого поведения, что ограничивает возможности объяснения разнообразных сопутствующих феноменов. В статье представлены три подхода к изучению метафоры: лингвистический, синестетический и когнитивный (теория символьных систем). Рассматриваются многочисленные аргументы в пользу когнитивного подхода: долингвистическая очевидность, восприятие физиогномики, эволюционные аргументы, результаты исследований детской компетентности, примеры из языка жестов, материалы исследования травм мозга. Дается обзор различных теорий невербальных метафор с отдельным анализом визуальных метафор. Обзор иллюстрирован примерами из теории искусства, истории, философии. США, Dep. of Political Sci. and Psychol., York College. Библ. 106
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.21.13
Рубрики: ПСИХОЛИНГВИСТИКА
МЕТАФОРА

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

СИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД



9.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 03.10-04П1.138

    Newman, Cory F.

    A cognitive perspective on resistance in psychotherapy [Text] / Cory F. Newman // J. Clin. Psychol. - 2002. - Vol. 58, N 2. - P165-174 . - ISSN 0021-9762
Перевод заглавия: Сопротивление в психотерапии: когнитивный аспект
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.15
Рубрики: ПСИХОТЕРАПИЯ
СОПРОТИВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ

ИЗБЕГАНИЕ

ДОВЕРИЕ

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД



10.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 09.10-04П1.92

    Леушина, И. В.

    Формирование инженерного мышления и иноязычная подготовка: когнитивный подход [Текст] / И. В. Леушина // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. - 2008. - N 10. - С. 42-51
Аннотация: В статье рассматривается значение иноязычной подготовки студентов технического вуза для формирования инженерного мышления; особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся. Библ. 6
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.23
Рубрики: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ

ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА

СТУДЕНТЫ

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД



11.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 10.06-04П1.7

    Знаков, В. В.

    Три традиции психологических исследований - три типа понимания [Текст] / В. В. Знаков // Вопр. психол. - 2009. - N 4. - С. 14-23, 174 . - ISSN 0042-8841
Аннотация: Рассмотрены три традиции исследования психики - когнитивная, герменевтическая и экзистенциальная. Описаны контексты, в которых реализуются современные психологические исследования, проводимые последователями этих научных традиций. Выявлены три типа понимания проблем, методов и результатов, соответствующие названными подходам к научному анализу психики, - понимание-знание, понимание-интерпретация, понимание-постижение. Обосновано, что им соответствуют оценки истинности, правильности и правдивости высказываний, понимаемых людьми в коммуникативных ситуациях. Библ. 25
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.01.07
Рубрики: ПОНИМАНИЕ
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД



12.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 13.09-04П1.210

    Щибря, О. Ю.

    Художественный текст в системе координат языкового сознания автора: когнитивный аспект [Текст] / О. Ю. Щибря, Л. Ю. Буянова // В мире науч. открытий. - 2012. - N 11. - С. 100-121. - 27 . - ISSN 2072-0831
Аннотация: Когнитивная лингвистика рассматривает художественный текст (ХТ) как способ фиксации и трансляции индивидуального сознания автора, поэтому проблема выявления личностных смыслов автора непосредственно связана с проблемой понимания ХТ. Современная лингвистика текста представляет собой сложное исследовательское поле, в рамках которого применяются различные подходы к выявлению и интерпретации релевантных параметров ХТ как особого ментально-вербального конструкта. Анализируют процессы и механизмы индивидуально-авторской когниции в ситуации литературно-художественного творчества.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.53
Рубрики: КОММУНИКАЦИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

АВТОРСКОЕ СОЗНАНИЕ

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД


Доп.точки доступа:
Буянова, Л.Ю.


13.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI38) 13.12-04А3.34

    Nathan, Ran.

    An emerging movement ecology paradigm [Text] / Ran Nathan // Proc. Nat. Acad. Sci. USA. - 2008. - Vol. 105, N 49. - P19050-19051 . - ISSN 0027-8424
Перевод заглавия: Возникновение парадигмы экологии движения
Аннотация: В рассматриваемой области выделены 4 основных парадигмы, основанные соответственно на рандомизированном, биомеханическом, когнитивном и оптимизационном подходах. Рассмотрены 2 основных вопроса: о связи между измеряемыми образами и процессами с учетом важности выбора адекватного масштаба и о роли движения в определении экологических и эволюционных процессов. Израиль, Movement Ecology Lab., Dep. of Evolution, Systematics and Ecology, Alexander Silberman Institute of Life Sci., The Hebrew Univ. of Jerusalem, Jerusalem, 91904. E-mail:rnathan@cc.huji.ac.il. Библ. 15
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.03.23.17
Рубрики: ДВИЖЕНИЕ
ЭКОЛОГИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ

БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПОДХОД

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД

ОБЗОРЫ

БИБЛ. 15



14.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.05-04М3.632

    Jahr, Silke.

    Untersuchungen zur Gedachtnistatigkeit von Fremdsprachen-Lernern hinsichtlich Informationen fremdsprachiger Fachtexte [Text] / Silke Jahr // Z. Psychol. - 1988. - Vol. 196, N 3. - S279-291 . - ISSN 0044-3409
Перевод заглавия: Исследование особенностей запоминания специальных текстов на иностранном языке в зависимости от содержащейся в них информации
Аннотация: Высказывается гипотеза, что путем оптимизации структур информации, содержащихся в спец. текстах, изучаемых на иностр. языке, можно повысить эффективность усвоения лексич. и грамматич. структур этого текста. Основой исследования послужили когнитивные модели организации структур знания в памяти. Оптимизировать структуру представления инфорации можно, представив ее в виде схем - "предметных сцен". "Предметную сцену" образуют х-ки данного явления более высокого и более низкого уровня (более и менее важные), фрагменты информации находятся в логич. взаимосвязи. Предполагалось, исходя из изложенных теор. оснований, что изучающий иностр. язык субъект будет воспроизводить после предъявления либо всю или почти всю "предметную сцену", либо не воспроизводить почти ничего. Эксперим. исследование проводилось на реальных занятиях иностр. студентов химией в конце 2-го семестра их обучения на нем. языке. Студенты прослушивали 15-минутные доклады по той или иной теме, конспектировали их, а затем без опоры на конспект д. б. воспроизвести содержание доклада. Гипотеза исследована в целом подтвердилась. Х-ки более высоких уровней воспроизводились не лучше, чем другие, в большинстве не полностью воспроизведенных "предметных сцен" испытуемые не могли воспроизвести х-ки более высоких уровней. ГДР, ErnstMoritz-Arndt-Univ., Greifswald, 2200. Библ. 19.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.27
Рубрики: ПАМЯТЬ
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕКСТЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СХЕМЫ

ЧЕЛОВЕК



15.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.07-04М3.522К

   

    Annual Riview of Psychology [Text] / ред.: Mark R. Rosenberg, Lyman W. Porter. - Palo Alto (Calif.) : Annu. Rev., 1989. - IX, 707 с. : ил. - ISBN 0-8243-0240-0
Перевод заглавия: Ежегодный обзор по психологии
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.02
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

ЛИЧНОСТЬ

МОТИВАЦИЯ

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КОММУНИКАЦИЯ

ОБЗОРЫ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Rosenberg, Mark R. \ред.\; Porter, Lyman W. \ред.\
Свободных экз. нет

16.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.07-04М3.628

    Ilgen, Daniel R.

    Organizational behavior [Text] / Daniel R. Ilgen, Howard J. Klein // Annu. Rev. Psychol. - Palo Alto (Calif.), 1989. - Vol. 4. - P327-351 . - ISBN 0-8243-0240-0
Перевод заглавия: Организационное поведение
Аннотация: В последние десятилетия в психологии все большее распространение получает когнитивный подход, отрицающий классическую схему "стимул-реакция" и подчеркивающий активный характер обработки информации человеком. В области организационного поведения (ОП) используются различные разновидности когнитивного подхода. Так, теория обработки соц. информации рассматривает обработку человеком информации о себе, других и гр. В теории "ожидания Х ценности" индивиды рассматриваются как субъекты принятия решения, выбирающие из различных альтернатив. Теория атрибуции рассматривает обоснование человеком причин своих успехов и неудач. Теория контроля подчеркивает важность обратной связи в обработке соц. информации. Однако обзор литературы по проблемам ОП показал, что "когнитивная революция" оказала влияние лишь на нек-рые области в исследовании этой проблемы - в частности, исследование лидерства и применение когнитивных конструктов к решению организационных проблем. При этом влияние оказалось достаточно ограниченным. В области лидерства оно ограничилось исключительно исследованием восприятия лидеров. Рассматриваются 2 причины такой ограниченности. Во-первых, понятия, разработанные в когнитивной психологии, приложимы не ко всем областям ОП. Вовторых, использование этих понятий в области ОП носит в основном "демонстрационный" характер - предпринимаются попытки показать, что понятия, заимствованные из одной области, применимы к другой. Такой подход мало что дает для развития знаний в области собственно ОП. Необходимы исследования, посвященные формированию когнитивных процессов в практике ОП. США, Michigan State Univ., East Lansing, MI 48824. Библ. 148.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.49
Рубрики: КОММУНИКАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

ЦОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

"ОЖИДАНИЯ ЦЕННОСТИ" ТЕОРИЯ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

АТРИБУЦИЯ

ОБЗОРЫ

БИБЛ. 148

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Klein, Howard J.


17.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.08-04М3.725

    Cession, Anne.

    Le traitement des textes narratifs: Modeles d'analyse et implications pour la reeducation de la dyslexie [Text] / Anne Cession // Bull. audiphonol. - 1989. - Vol. 5, N 2. - P219-230 . - ISSN 0338-9405
Перевод заглавия: Обработка повествовательных текстов: модель анализа и применения для реабилитации при дизлексии
Аннотация: Рассматривается несколько основных моделей анализа повествовательных текстов, разработанных в когнитивной психологии. Первые исследования были посвящены в основном организации текста. Были выделены повествовательные структуры, или схемы, характерные для данной культуры, представляющие собой совокупность взаимосвязанных категорий, или составляющих, соответствующих общему синтаксису текста. На этой основе разработаны модели обработки грамматик повествования, основывающиеся на данном типе функциональной категоризации. Обработка текста на основе схемы иначе называется обработкой "сверху вниз". Иной подход заключается в анализе текстов на более "локальном" уровне (выявление взаимосвязей между понятиями, описывающими событие). Наиболее современным является подход, в русле к-рого анализируются цепи причинных зависимостей. Библ. 23.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.37
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ

АНАЛИЗ

МОДЕЛИ

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

СХЕМЫ

ПОНЯТИЯ

ПРИЧИННЫЕ ЗАВИСИМОСТИ

ДИЗЛЕКСИЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЧЕЛОВЕК



18.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.09-04М3.478

    Hunt, Earl.

    Cognitive science: Definition, status, and questions [Text] / Earl Hunt // Annu. Rev. Psychol. - Palo Alto (Calif.), 1989. - Vol. 4. - P603-629 . - ISBN 0-8243-0240-0
Перевод заглавия: Когнитивная наука: определение, статус и вопросы
Аннотация: Обзор. Когнитивная наука (КН) представляет собой подход, объединяющий в рамках единой теор. системы рез-ты психол., лингвистич., кибернетич. и др. исследований мышления. Представлены основные достижения в обл. КН, особый акцент сделан на вкладе КН в решение психол. проблем. Обзор состоит из 5 разделов. В 1-м разделе раскрывается основная теор. посылка КН-представление о мышлении как манипулировании внутренними репрезентациями (ментальными моделями) внешнего мира. 2-й раздел посвящен общетеор. и методол. проблемам КН. Обсуждаются такие фундаментальные вопросы, как различие синтаксич. и семантич. моделей, методы определения общей структуры моделируемой системы, роль эксперим. психол. исследований. Анализируются принципы построения моделей познават. процессов, основное внимание уделяется продукционным системам и их применению в психологии. В 4-м разделе описаны примеры моделей отдельных познават. процессов - дедуктивных и индуктивных рассуждений, а также рассуждений по аналогии. В заключительном разделе обсуждаются перспективы 2-х подходов к разработке когнитивных моделей: использование продукционных систем и коннекционистский подход, состоящий в создании моделей из большого числа взаимосвязанных элементов. Делается вывод, что 2-й подход, к-рый часто рассматривается как новая альтернатива 1-му, в действительности может его успешно дополнить: коннекционистская система м. б. частью продукционной, выполняя функцию распознавания образов. США, Dep. of Psychology, The Univ. of Washington, Seattle, WA 98195. Библ. 106.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.02
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

МОДЕЛИРОВАНИЕ

МОДЕЛИ

ПРОДУКЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

КОННЕКЦИОНИСТСКАЯ ПАРАДИГМА

МЫШЛЕНИЕ

ОБРАЗЫ

МАНИПУЛИРОВАНИЕ

ОБЗОРЫ

БИБЛ. 106

ЧЕЛОВЕК



19.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.09-04М3.479

    Siegler, Robert S.

    Mechanisms of cognitive development [Text] / Robert S. Siegler // Annu. Rev. Psychol. - Palo Alto (Calif.), 1989. - Vol. 4. - P353-379 . - ISBN 0-8273-0240-0
Перевод заглавия: Механизм когнитивного развития
Аннотация: Обзор. Рассмотрены основные рез-ты и тенденции исследований последних лет в обл. механизмов когнитивного развития. Вводится широкое определение "механизма когнитивного развития" как любого психического процесса, улучшающего способность ребенка к переработке информации. Выделено 5 типов механизмов, к-рые проявляются в разных возрастных периодах и в разных сферах познават. активности: нейронные механизмы, ассоциативное соревнование, кодирование, аналогия, выбор стратегии. Анализируются рез-ты эксперим. исследований и моделирования, в том числе компьютерного, выделенных механизмов. Особое внимание уделяется получающим все большее признание коннекционистским моделям, в основе к-рых лежит представление о моделируемой системе как совокупности большого числа взаимосвязанных элементов. Ставится вопрос о том, являются ли выделенные механизмы независимыми или представляют собой аспекты единого механизма, однако он остается открытым. Делается вывод, что инвариантной х-кой всех механизмов является взаимодействие соревновательного характера между психол. или физиол. единицами, что обеспечивает гибкость, необходимую для адаптации к меняющемуся окружению, и селекцию тех единиц переработки, к-рые оказываются максимально полезными в данных условиях. США, Dep. of Psychology, Carnegie-Mellon Univ., Pittsburgh, PA 15213. Библ. 98.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.02
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

МЕХАНИЗМЫ

ИНФОРМАЦИЯ

КОННЕКЦИОНИСТСКИЕ МОДЕЛИ

ОБЗОРЫ

БИБЛ. 98

ЧЕЛОВЕК



20.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.02-04П1.419

    Shih, Chih-yu.

    A cognitive approach to international organization: Perspective and application [Text] / Chih-yu Shih // Behav. Sci. - 1989. - Vol. 34, N 3. - P176-198 . - ISSN 0005-7940
Перевод заглавия: Когнитивный подход к международным организациям: перспективы и применение
Аннотация: Организацию можно рассматривать как совокупность процедур, посредством к-рых участвующие в ней члены вместе стремятся достичь желаемых целей через контроль над неопределенностью. Функционирование организации в этом плане сопоставимо с когнитивными процессами. Чаще описываются временные параметры соц. организации, чем пространственные. Но она как живая система определяется взаимодействием ее членов, что предполагает их пространственную локализацию. Это в особой степени касается международных организаций, описываемых в политической психологии как добровольно подчиняющиеся выработанными государствами правилам сообщества. Когнитивный подход к ним предполагает выяснение возможностей их идентичности в поиске пространства общих целей, вырабатываемых в процессе взаимодействия национальных лидеров. Одна из функций таких организаций - выработка постоянных, взаимосопоставимых и разделяемых всеми участниками интерпретаций событий в мире; упрочение статуса национальных лидеров как производителей, распределителей и получателей информации. Это предполагает возможность сближения национально-ролевых концепций в ходе переговоров. Японо-китайские отношения в 70-е годы привлекаются для иллюстрации значимости когнитивного подхода в определении позиций. Когнитивный подход применим в устроении др. видов международных организаций и в ведении переговоров. США, Ramapo College of New Jersey. Библ. 62.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.99
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

ЧЕЛОВЕК



 1-20    21-40   41-52 
 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)