Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ<.>)
Общее количество найденных документов : 22
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-22 
1.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 95.10-04П1.081

    Yamaguchi, Akihiro.

    Имплицитные теории личности и категоризация людей: интеграция исследований понятия и исследований восприятия личности [Text] / Akihiro Yamaguchi // Shinrigaku kenkyu = Jap. J. Psychol. - 1993. - Vol. 64, N 3. - С. 199-205 . - ISSN 0021-5236
Аннотация: In a theory-based concept model, the theory is often treated as implicit. In order to specify the conditions under which people prefer to construct categories of family resemblance, thereby explicating such an implicit theory, two experiments of people-sorting tasks were conducted. The first experiment was based on the paradigm of defining family resemblance in terms of independent sets of matching and mismatching values of personality traits. The second explored the idea that inter-property relationships rather than independent personality traits served to organize categories of people. In both studies, participants with low cognitive complexity persisted in sorting people on the basis on family resemblance, while those with high cognitive complexity continued to sort them along a single dimension. The results indicated that choice of sorting strategies, such as family resemblance or dimension, was related to an aspect of the person's implicit personality theory, namely cognitive complexity. Therefore, it was argued, a theory-based concept model and implicit personality theory were closely related. Япония, Univ. of Tokyo, Hongo, Bunkyoku, Tokyo 113. Библ. 15.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.21
Рубрики: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК



2.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 95.11-04П1.101

    Dettenborn, Harry.

    Sozialkognitive Komplexitat moralischer Argumentation und auffalliges Schulverhalten [Text] / Harry Dettenborn, Klaus Boenke // Psychol. Erzieh. und Unterr. - 1994. - Vol. 41, N 2. - P94-106 . - ISSN 0342-183X
Перевод заглавия: Социальнокогнитивная сложность моральной аргументации и девиантное поведение
Аннотация: Исследования моральной аргументации последних 20 лет испытывали сильное влияние концепции Кольберга и практически полностью игнорировали другие подходы. В настоящей работе показано, что знание о когнитивной сложности социальных представлений юношества обладает высокой прогностической силой для предсказания их аргументации и социального поведения. 180 учеников 5, 7 и 9 классов работали над модифицированной методикой "Незаконченные предложения", разработанной на базе моральных дилемм. Письменные отчеты испытуемых обрабатывались при помощи 5 индикаторов когнитивной сложности: учет интересов субъекта, интересов жертвы, последствия для субъекта и жертвы и мера избегания решения. Обработка при помощи LISREL позволила подтвердить гипотезу. Германия, Humboldt-Universitat zu Berlin Fachbereich Erziehungswissenschaft Institut fur Padagogische Psychologie Unter den Linden 9-11 10099 Berlin. Библ. 37
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.59
Рубрики: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Boenke, Klaus


3.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 96.08-04П1.81

    Yamaguchi, Akihiro.

    Исследование иерархической структуры личностных черт: асимметрия оценок широты категорий и включения в классы [Text] / Akihiro Yamaguchi, Tetsuo Kawahara, Masaki Hisano // Shinrigaku kenkyu = Jap. J. Psychol. - 1995. - Vol. 66, N 5. - С. 345-353 . - ISSN 0021-5236
Аннотация: Many personality theorists postulate a hierarchical structure in trait words. However, most evidences are indirect, mainly because the theorists rely on factor-analytic methods. Assuming a global structure, the factor approach is not necessarily adequate to investigate concrete relationship among trait words. In this study, we used two direct measures to study the hierarchical structure: direct comparison of breadth and asymmetry class-inclusion judgment on trait concepts. Results of three experiments in general confirmed robustness of the hierarchical structure in the domain of personality traits. Traits were organized in the structure at several different levels of abstractness. But the structure was fuzzy in nature, unlike the taxonomy in biology. It was also found that inter-relations among traits could vary considerably from individual to individual. Cognitive complexity may be one of the variables that explain such an individual difference. Япония, Department of Educational Psychology, Faculty of Education, University of Tokyo, Hongo, Bunkyo-ku, Tokyo 113. Библ. 17
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.51.17
Рубрики: ЛИЧНОСТЬ
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

"БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА"

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ПОНЯТИЯ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Kawahara, Tetsuo; Hisano, Masaki


4.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 98.07-04П1.123

    Шкуратова, И. П.

    Когнитивный стиль и мотивация общения [Текст] / И. П. Шкуратова // Психол. наука: традиции, соврем. состояние и перспективы. - М., 1997. - С. 74 . - ISBN 5-201-02227-8
Аннотация: Проявлению когнитивного стиля в индивидуальных особенностях общения посвящено значительное число работ, однако среди них почти отсутствуют исследования, направленные на выявление связей когнитивного стиля партнеров по общению с мотивацией их взаимодействия. Это может объясняться односторонней представленностью мотивации общения в экспериментальных исследованиях, как правило, лишь через характеристики ее интенсивности и направленности. При этом упускаются из виду еще две важные характеристики, а именно, дифференцированность мотивов и избирательность мотивации общения. Под дифференцированностью мотивов понимается способность человека разграничивать близкие или похожие между собой мотивы собственного поведения и развивать, соответственно, разные стратегии их удовлетворения. При низкой дифференцированности мотивов у человека происходит их слияние, что приводит к неадекватному поведению. Избирательность мотивации общения состоит в четкой адресности побуждений и в хорошем видении различий между партнерами по общению с точки зрения их соответствия собственным мотивам общения. Ее противоположностью является такое поведение, при котором любой человек может рассматриваться как потенциальный объект для удовлетворения любого мотива общения. Автором были получены экспериментальные подтверждения того, что два параметра когнитивного стиля, а именно, полезависимость-поленезависимость и когнитивная сложность связаны с описанными выше характеристиками мотивации общения. Полюсам большей аналитичности (поленезависимость и высокая когнитивная сложность) соответствуют большая дифференцированность мотивов и высокая избирательность мотивации общения
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.39
Рубрики: ОБЩЕНИЕ
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ МОТИВОВ

СТРАТЕГИИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ МОТИВОВ

ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ



5.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 00.09-04П1.163

    Назаретян, А. П.

    Психология предкризисного социального развития: исторический опыт и современность [Текст] / А. П. Назаретян // Психол. ж. - 2000. - Т. 21, N 1. - С. 39-49 . - ISSN 0205-9592
Аннотация: В периоды, предшествующие антропогенным кризисам, массовые настроения и общественное сознание в целом обнаруживают ряд специфических черт. Показано, что эти черты, а также механизмы их образования и проявления во много инвариантны по отношению к культурно-историческим различиям. Соответственно, по психологическим симптомам можно диагностировать приближение кризиса тогда, когда экономические, политические и прочие признаки свидетельствуют о растущем социальном благополучии. Библ. 66
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.21
Рубрики: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
АГРЕССИЯ

РЕГУЛЯЦИЯ

УСТОЙЧИВОСТЬ

ТЕХНОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ



6.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 10.10-04П1.16

    Birney, Damian P.

    An experimental-differential investigation of cognitive complexity [Text] / Damian P. Birney, David B. Bowman // Psychol. Sci. - 2009. - Vol. 51, N 4. - P449-469 . - ISSN 1866-6140
Перевод заглавия: Экспериментально-дифференциальное исследование когнитивной сложности (КС)
Аннотация: В экспериментальных традициях дифференциальной психологии исследовали КС для проверки теоретического преимущества и полезности теории относительной сложности (ОС) как общего формата для изучения когнитивных функций. 142 участника выполняли 2 задачи с изменением ОС и 2 задачи с изменяемой сложностью, взятые из литературы по дифференциальной психологии. Согласно исследованиям, изменение задачи влияет на трудность ее выполнения. Однако сопоставимых изменений психометрического индекса сложности последовательно не наблюдалось. Как важный компонент КС выявлена активная обработка информации внутри многоэтапного процесса решения проблемы, требующего стратегической координации хранения и обработки, что не может быть смоделировано в формате ОС. Австралия, Univ. of New South Wales, e-mail: d.birney@unsw.edu.au. Библ. 28
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.11
Рубрики: КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ
ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СЛОЖНОСТИ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

МНОГОЭТАПНЫЙ ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ


Доп.точки доступа:
Bowman, David B.


7.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 15.04-04П1.32

    Раймова, Е. Г.

    Психологическая защищенность личности в "обществе риска" [Текст] / Е. Г. Раймова // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. - 2014. - Т. 14, N 1. - С. 61-63. - 10 . - ISSN 1682-1696
Аннотация: Рассмотрены нетривиальные аспекты психологической защищенности личности: поисковая активность, создание новых ситуаций, жизнь на границе. Так личность отстаивает свою целостность перед лицом неопределенности. Россия, ОУПИ, Москва
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.51.19
Рубрики: ЛИЧНОСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

ОБЩЕСТВО РИСКА

ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ

АКТИВНАЯ НЕАДАПТИВНОСТЬ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ



8.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.02-04П1.217

    Южанинова, А. Л.

    Роль оценочных суждений о себе и других людях в коммуникативной самореализации личности [Текст] / А. Л. Южанинова // Психол. механизмы формир. оценоч. суждений. - Саратов, 1989. - С. 43-51
Аннотация: Задача исследования - анализ специфики общения человека с др. людьми в зависимости от особенностей его интерперсонального познания и оценивания. Оценивали способность испытуемых к пониманию др. людей, характерные стили группового взаимодействия, а также экстра-интровертированность. Использовались след. методики: тест Келли, тест Салливена, прогрессивные матрицы Равена, социометрия и аутосоциометрия, 16-факторный опросник Кеттэла. Показано, что уровень соц. интеллекта зависит от степени структурированности когнитивной системы: чем интегрированнее когнитивная система, тем выше продуктивность решения соц. задач. Сложности организации когнитивной системы соответствует многомерность поведения в коммуникативной сфере.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.21
Рубрики: ЛИЧНОСТЬ
КОММУНИКАТИВНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК



9.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.05-04П1.213

   

    Comprehension of temporal terms by good and poor readers [Text] / Paul Macaruso [et al.] // Lang. and Speech. - 1989. - Vol. 32, N 1. - P45-67 . - ISSN 0023-8309
Перевод заглавия: Понимание временных терминов хорошими и плохими чтецами
Аннотация: Плохие чтецы (ПЧ) часто испытывают трудности в понимании на слух предложений (П), содержащих сложные синтаксические структуры. Причины этих трудностей изучались на материале понимания П, включающих слова "перед" (before) и "после" (after). Синтаксическая структура П оставалась неизменной, тогда как трудность понимания варьировалась за счет 1) введения конфликта между порядком изложения и порядком выполнения указанных в П действий и 2) введения указаний на определенный контекст предметов, указанных в П. Испытуемыми были учащиеся 2-го класса школы, хорошие чтецы (ХЧ) или ПЧ. Уровень понимания оценивался по качеству выполнения последовательности действий, содержащихся в произнесенном П. ПЧ выполняли легкие задания на одном уровне с ХЧ, но снижали свои показатели при увеличении когнитивной сложности П. Этот рез-т указывает на доступность для ПЧ структурных знаний, содержащихся в П с временными терминами. Их трудности в понимании устного языка следует отнести к ограничениям оперативной вербальной памяти. США, Haskins Lab., New Haven, CT 06511-6695. Библ. 30.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.13
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ЧТЕНИЕ

ПОНИМАНИЕ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ДЕТИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Macaruso, Paul; Bar-Shalom, Eva; Crain, Stephen; Shankweiler, Donald


10.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.05-04П1.265

    Kuhn, Egbert.

    Do users know how to act when menus are complex? A numerical model of user interface complexity [Text] / Egbert Kuhn, Norbert A. Streitz // Man-Comput. Interact. Res. MACIN-TER-II. - Amsterdam etc., 1989. - P361-374 . - ISBN 0-444-87336-8
Перевод заглавия: Умеют ли пользователи работать со сложными меню? Количественная модель сложности интерфейса для пользователя
Аннотация: Процесс диалогового взаимодействия "человек-машина" рассматривается с т. зр. теории познания Anderson, предусматривающей градуированную активизацию когнитивных структур в памяти. В эксперименте 23 испытуемых выполняли серию операций с сетью меню 2 уровней разветвленности. Время поиска внутри меню оказалось меньшим при меньшем уровне разветвленности сети. Корреляция между временем выполнения всего задания и временем р-ции была равна 0,83 в случае слаборазветвленной сети и 0,56 - в случае сильноразветвленной. Предполагается, что на разных уровнях когнитивной сложности решающую роль играют разные компоненты процесса переработки информации. ФРГ, Inst. of Psychology, Technical Univ. Aachen. Библ. 9.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.31
Рубрики: ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
"ЧЕЛОВЕК-МАШИНА" СИСТЕМЫ

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

ИНФОРМАЦИЯ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Streitz, Norbert A.


11.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.07-04П1.179

    Бардин, К. Б.

    Пороговая проблема и дифференциальная психофизика [Текст] / К. Б. Бардин // Вопр. психол. - 1990. - N 1. - С. 131-136 . - ISSN 0042-8841
Аннотация: Излагаются эксперим. данные, на основе к-рых сделан вывод о том, что наблюдатель работает по пороговому принципу, пока он опирается на оценку того сенсорного параметра, к-рый задан ему экспериментатором, и начинает работать по принципу непрерывности, когда переходит к работе по нескольким параметрам. Нек-рые наблюдатели оказываются способными работать по пороговому принципу при одномерном различении и по непрерывному - при многомерном. У других же сенсорный ряд не приобретает качества непрерывности даже при многомерном различении. Авт. предполагает, что, какой из этих двух групп будет относиться данный конкретный наблюдатель, определяется уровнем его когнитивной сложности. Библ. 24.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.55
Рубрики: ВОСПРИЯТИЕ
ПОРОГИ

СЕНСОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

МНОГОМЕРНОСТЬ

НАБЛЮДАТЕЛИ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК



12.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.09-04П1.292

    Дикая, Л. Г.

    Роль содержания и значимости умственных задач в формировании разных форм напряженности [Текст] / Л. Г. Дикая, Е. А. Черенкова // Псих. напряженность в труд. деят-сти. - М., 1989. - С. 25-50
Аннотация: Проведен эксперимент с целью изучения специфики психич. напряженности, задаваемой разными факторами: эффективной загруженностью текста, его сложностью и повышенной ситуативной значимостью сообщения, а также особенностей ее влияния на эффективность решаемых оператором умственных задач, вербализованных на экране дисплея. Моделировалась деятельность оператора-дешифровщика. Выделены 3 различных состояния, отличающиеся друг от друга по изменениям в когнитивном и эмоц. компонентах деятельности. Это эмоц. состояния, развивающиеся при решении эффективно-нагруженных задач, состояния эмоц. напряженности, возникающие при выполнении ответственных или ситуационно-значимых задач и состояния когнитивной напряженности у испытуемых, решающих сложные задачи. Показана специфика влияния этих состояний на различные компоненты и фазы деятельности выявлены различия в изменениях активационных х-к напряженности. Библ. 6.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.31
Рубрики: ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОПЕРАТОРЫ-ДЕШИФРОВЩИКИ

ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Черенкова, Е.А.


13.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.06-04П1.201

    Русалов, В. М.

    Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности [Текст] / В. М. Русалов, С. Э. Парилис // Психол. ж. - 1991. - Т. 12, N 1. - С. 118-123, 168 . - ISSN 0205-9592
Аннотация: Предпринята попытка установить закономерные соотношения между структурами темперамента человека и свойствами его когнитивной системы. Показано, что такие свойства темперамента, как пластичность, соц. пластичность и соц. эмоциональность, высоко коррелируют со свойством когнитивного стиля "простота - сложность". Высказывается предположение, что данные свойства темперамента являются, вероятно, исходными "примитивными" конструктами, лежащими в основе развития более сложных когнитивных свойств личности. Библ. 22.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.51.17
Рубрики: ЛИЧНОСТЬ
КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ТЕМПЕРАМЕНТ

ПЛАСТИЧНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Парилис, С.Э.


14.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.09-04П1.52

    von, Eye Alexander.

    Zur Interaktion von Material- und Personeneigenschaften beim Lernen verbalen Materials: eine Querschnittsuntersuchung [Text] / Eye Alexander von, Walter Hussy // L. exp. und angew. Psychol. - 1991. - Vol. 38, N 1. - S1-25 . - ISSN 0044-2712
Перевод заглавия: К вопросу о взаимодействии особенностей материала и индивидуальных характеристик при заучивании вербального материала
Аннотация: Изучалась зависимость удержания в памяти вербального материала от его особенностей (образности и степени организованности) и индив. х-к испытуемого (возраста и когнитивной сложности (КС). В 1-м эксперименте 20- и 40-летние испытуемые звучивали тексты и не связанные между собой предложения. Установлено, что независимо от возраста лучше запоминались конкретные по содержанию тексты, чем абстрактные. При воспроизведении предложений этот эффект отсутствовал. Лица с высокими показателями КС воспроизводили стимульный материал лучше, чем испытуемые с низкими показателями КС. Во 2-м эксперименте 40- и 60-летние испытуемые заучивали пословицы и тексты. В обоих случаях независимо от возраста лучше запоминался конкретный материал. Корреляции между показателями КС и успешностью воспроизведения пословиц и текстов не выявлено, что объясняется большей упорядоченностью стимульного материала во 2-м эксперименте. ФРГ, Univ. Trier, Fachbereich Psychologie, Postfach 3825, D-5500 Trier. Библ. 45.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.23
Рубрики: ПАМЯТЬ
ВЕРБАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ОБРАЗНОСТЬ

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Hussy, Walter


15.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.01-04П1.083

    MacLeod, Andrew K.

    Moderate levels of chronic mood disturbance are associated with increased cognitive complexity about the self [Text] / Andrew K. MacLeod, J. Mark G. Williams // Brit. I. Med. Phychol. - 1991. - Vol. 64, N 2. - P179-188 . - ISSN 0007-1129
Перевод заглавия: Средние уровни хронического нарушения настроения связаны с возрастанием когнитивной сложности представлений о себе
Аннотация: Широко распространенная идея о том, что нарушения настроения связаны со сниженной когнитивной сложностью (КС) представлений о себе, получила слабое подтверждение небольшим кол-вом эмпирических данных. Было сделано предположение, что это происходит из-за того, что в исследованиях не учитывались тяжесть и тип расстройства настроения, а также характер представлений человека о себе. В настоящей работе с помощью репертуарных решеток выявлена более высокая КС у испытуемых со средней степенью расстройства настроения (тревоги) по сравнению с контрольной гр., но это различие обнаружилось только в представлениях о себе. Кроме того, это различие относилось только к хроническому, а не к ситуативному нарушению настроения. Большая КС лиц с хрвоническим нарушением настроения средней тяжести развивается благодаря их склонности к интроспекции. Обсуждаются возможные объяснения склонности к эмоц. расстройствам. Великобритания, MRC Applied Psychology Unit, 15 Cbancer Road, Cambridge CB2 2EF. Библ. 22.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.35
Рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

НАРУШЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ

СКЛОННОСТЬ К ИНТРОСПЕКЦИИ

СКЛОННОСТЬ К ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ РАССТРОЙСТВАМ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Williams, J.Mark G.


16.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.03-04П1.260

   

    Majority and minority influence in inductive reasoning: A preliminary study [Text] / Paolo Legrenzi [et al.] // Eur. J. Soc. Psychol. - 1991. - Vol. 21, N 4. - P359-363 . - ISSN 0046-2772
Перевод заглавия: Влияние мнений большинства и меньшинства на индуктивное мышление: предварительное исследование
Аннотация: В работе приводится эксперим. подтверждение теории Московичи о влиянии мнения большинства и меньшинства на индив. когнитивные процессы. Согласно данной теории, в условиях представленности мнения большинства у отдельных индивидов отмечается конвергентный стиль мышления, характеризующийся принятием мнения большинства, когнитивным конформизмом. В условиях представленности мнения меньшинства у индивидов отмечается дивергентный стиль мышления, характеризующийся большим разнообразием решений и мнений, большей когнитивной сложностью, большей оригинальностью, креативностью и конструктивностью. Италия, Univ. of Trieste. Библ. 9.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.39
Рубрики: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
МНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА/МЕНЬШИНСТВА

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНДИВИДА

КОНВЕРГЕНТНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ

ДИВЕРГЕНТНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

КОНСТРУКТИВНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Legrenzi, Paolo; Butera, Fabrizio; Mugny, Gabriel; Perez, Juan


17.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.05-04П1.328

    Южанинова, А. Л.

    Когнитивная сложность и особенности группового общения [Текст] / А. Л. Южанинова // 1 Междунар. науч. лом. чтения, [Москва], 17-20 дек., 1991. - М., 1991. - С. 266-267 . - ISBN 5-201-02169-7
Аннотация: Для исследования связи когнитивной сложности с х-ками межличностного взаимодействия в студенческой группе использовали реп-тест Келли, ауто- и социометрические методики. Показано, что лица с высокой когнитивной сложностью более успешны в групповом общении. Об этом свидетельствует их более высокий социометрич. статус, больший удельный вес взаимных выборов. У них выше уровень удовлетворенности отношениями с членами группы. Меньший объем знаний о людях у лиц с низкой когнитивной сложностью ограничивает их коммуникативные возможности и ведет к созданию ряда защитных механизмов: переоценке своего группового статуса и уровня взаимности симпатий, стремлению к общению с более компетентными в коммуникативном отношении членами группы.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.47
Рубрики: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГРУППЫ

ОБЩЕНИЕ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ЧЕЛОВЕК



18.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 93.09-04П1.042

    Skowronski, Tomasz.

    Cross-cultural test of an asymmetry of language knowledge dimensions: A polish-chinese study [Text] / Tomasz Skowronski, Gonggu Yan // Pol. Psychol. Bull. - 1992. - Vol. 23, N 3. - P263-281 . - ISSN 0079-2939
Перевод заглавия: Кросс-культурный тест асимметрии областей лингвистических знаний: польско-китайское исследование
Аннотация: Асимметрия антонимов имен прилагательных в китайском языке (КЯ) существенно ниже, чем в польском языке (ПЯ). Это наблюдение породило исследования когнитивной сложности пар антонимов и их лингвистических отрицаний, проводимые параллельно в Китае и в Польше. Показано различие форм семантической взаимосвязи антонимов и когнитивной организации соответствующих процессов в КЯ и ПЯ. Обсуждается специфика китайского тектса, а именно, его "прозрачность". Польша, Instytut Psychologii, Polska Akademia Nauk, ul. Podlesna. 61, 01-673 Warsawa. Библ. 9.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: РЕЧЬ
СЕМАНТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Yan, Gonggu


19.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 94.03-04П1.207

   

    Thinking about parenting: Reasoning about developmental issues across the life span [Text] / Michael W. Pratt [et al.] // Dev. Phychol. - 1993. - Vol. 29, N 3. - P585-595 . - ISSN 0012-1649
Перевод заглавия: Мысли о родительских проблемах: рассуждения по вопросам детского развития на протяжении жизни
Аннотация: В основе 3 исследований - представление о 4 стадиях концепций развития (СКР), теоретически связанных с 4 стадиями когнитивного развития по Пиаже. СКР определялась на основе объяснения испытуемыми причин поведения детей в гипотетических ситуациях. Изучение 35 испытуемых в возрасте от 7 до 59 лет показало, что с возрастом происходит переход к более высокой СКР. СКР оказалась связана с х-ками интегративной сложности, хотя последние не изменялись с возрастом, а также с уровнем объяснения физической причинности, но не связана с эффективностью переработки информации в кратковременной памяти. Анализ взаимодействия 28 родителей со своими детьми-5-классниками (структурированное наблюдение за их дискуссией и поведением родителей при совместном приготовлении уроков) показал, что при более высокой СКР отмечается лучшее понимание потребностей ребенка, лучшая поддержка ребенка и помощь в приготовлении уроков; это соотношение не связано с уровнем интеллекта или образования родителей. СКР не связана также с требовательностью родителей. Анализ СКР у 60 испытуемых в возрасте от 18 до 85 лет, проведенный на материале 3 ситуаций - гипотетической, знакомой (известной от друзей и т. п.). и личной (из личного опыта испытуемых) показал, что самая высокая СКР достигается при оценке гипотетической ситуации, самая низкая - личной. Возрастные различия отмечались только для гипотетической ситуации, где худшие результаты показала группа 60-85 лет; они были связаны с более высоким авторитаризмом группы и исчезали при контроле этой переменной. Канада, Department of Psychology, Wilfrid Laurier University, Waterloo, Ontario. Библ. 45.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.11
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ВОЗРАСТ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Pratt, Michael W.; Hunsberger, Bruce; Pancer, S.Mark; Roth, Don; Santolupo, Silvana


20.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 94.03-04П1.270

    McLennan, Jim.

    Therapist construct systems in use during psychotherapy interviews [Text] / Jim McLennan, Kim Twigg, Bruce Bezant // J. Clin. Psychol. - 1993. - Vol. 49, N 4. - P543-550 . - ISSN 0021-9762
Перевод заглавия: Использование системы конструктов терапевта во время психотерапевтического интервью
Аннотация: Методология репертуарных решеток предлагает адекватную процедуру изучения того, как психотерапевт конструирует смысл поведения пациента. Предполагалось, что более сложная система конструктов связана с большей терапевтической эффективностью. Материалом служили видеозаписи 45-50-минутных бесед психотерапевта с 3 клиентами. При последующем просмотре записи терапевт формулировал утверждения, характеризующие его понимание того, что происходило с клиентом в конкретный момент беседы (8,10 и 16 утверждений для разных клиентов). При сопоставлении сходства и различий утверждений выявлялись конструкты, используемые терапевтом. (9,9 и 13 конструктов, из них 3 совпадали для всех клиентов). Психотерапевт оценивал, насколько каждое утверждение описывается каждым конструктом, затем проводился факторный анализ полученных таким образом решеток. Анализ показал, что система конструктов терапевта имела различный акцент для каждого из клиентов - эмпатия, действие, принятие решения. Процент дисперсии, объясняемый 1-м фактором, использовался как мера когнитивной сложности системы конструктов: наиболее сложной она была для клиента А (55%) и наименее - для клиента С (85%). Индикаторы успешности терапевта (по оценке его самого, клиента и эксперта) свидетельствовали о том, что наиболее эффективной была беседа с А и наименее - с С. Когнитивная сложность терапевта - не черта, но динамическое качество конкретной беседы. Австралия, Swinburne Univ. of Technology, John St., Hawthorn, 3122. Библ. 30.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.15
Рубрики: ПСИХОТЕРАПИЯ
ПСИХОТЕРАПЕВТЫ

КОНСТРУКТЫ

КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Twigg, Kim; Bezant, Bruce


 1-20    21-22 
 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)