Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ<.>)
Общее количество найденных документов : 134
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-40   41-60   61-80   81-100   101-120      
1.
РЖ ВИНИТИ 76 (BI36) 95.07-04А4.121

    Жаворонкова, Л. А.

    ЭЭГ корреляты нарушений высших психических функций в отдаленные сроки воздействия ионизирующей радиации [Текст] / Л. А. Жаворонкова, Н. В. Гогитидзе, Н. Б. Холодова // Матер. 3 Науч. чтений им. акад. АМН Саркисова С. А. и Симп. "Соврем. представления о структур.-функц. орг. мозга", Москва, 28 февр. - 1 марта, 1995. - М., 1995. - С. 51
Аннотация: Результаты нейропсихологических исследований выявили расстройства высших психических функций, отличающихся по структуре и степени выраженности, однако нейропсихологические синдромы имели некоторые общие черты. У всех обследованных (22 чел) на первый план выступают патологическая истощаемость, сопровождающаяся снижением направленного внимания, эмоциональными расстройствами, имеющими признаки дисфории с элементами апатии, дефектами праксиса, выражающимися в нарушении реципрокной координации рук и трудности удержания моторной программы. Наблюдались также мнестические расстройства и нарушения гнозиса. Дихотическое тестирование выявило общее снижение продуктивности, более выраженное с левого уха, в результате чего у большинства пациентов наблюдались высокие значения (30- 80%) коэф. правого уха, по сравнению со здоровыми людьми (15-20%). Полученные результаты коррелируют с результатами локализации источников пароксизмальных и эпилептических форм активности и когерентного анализа и демонстрируют эффект патологического "очага" преимущественно в правом полушарии и глубинных (диэнцефальных) образованиях, при вовлечении также в патологический процесс коры больших полушарий, особенно лобно-височных областей левого полушария.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 761.33.39.17
Рубрики: РАДИАЦИОННЫЕ АВАРИИ
ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ АЭС

ЦНС

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ЭЭГ

КОРРЕЛЯЦИЯ

ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ


Доп.точки доступа:
Гогитидзе, Н.В.; Холодова, Н.Б.

2.
РЖ ВИНИТИ 76 (BI40) 95.08-04М7.158

   

    Нарушения высших психических функций у больных в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта [Текст] / Е. И. Гусев [и др.] // Неврол. вестн. - 1994. - Т. 26, N 1-2. - С. 6-8
Аннотация: У 51 больного лево- и правополушарным инсультом изучено состояние высших психических функций в зависимости от локализации ишемического очага и тяжести заболевания в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта. Нейропсихологическое обследование выполнялось по методике А. Р. Лурия, с пробами для оценки всех видов праксиса, гнозиса, памяти, речи, интеллектуальных процессов. Дана дополнительная оценка функционального состояния различных мозговых зон. В раннем восстановительном периоде преобладали нарушения праксиса (динамического, позного, пространственного), зрительно-конструктивной деятельности, слухоречевой памяти, счета, зрительного и акустического гнозиса. Это свидетельствует о дисфункции заднелобных, височных и теменных структур, васкуляризируемых в основном бассейном средней мозговой артерии.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 761.03.49.33.21.21.11
Рубрики: ГОЛОВНОЙ МОЗГ
ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Гусев, Е.И.; Бурд, Г.С.; Гехт, А.Б.; Боголепова, А.Н.

3.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 95.12-04П1.92

   

    Влияние трансплантации фетальных тканей человека на развитие высших психических функций у детей с болезнью Дауна [Текст] / Н. В. Гребенникова [и др.] // Клин. вестн. - 1995. - N 2. - С. 44-45
Аннотация: Проанализирован опыт лечения болезни Дауна при помощи трансплантации плодных тканей человека. Была отобрана группа из 83 детей с болезнью Дауна, к-рым проводилось 2 трансплантации плодных тканей. Умственное развитие оценивалось нейропсихологическими тестами с помощью шкалы Бэйли и теста Векслера. После лечения у детей отмечались достоверное уменьшение психических нарушений, улучшение общей нейродинамики и познавательной деятельности. Библ. 5
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.31.17
Рубрики: НЕРВНАЯ ТКАНЬ
АЛЛОТРАНСПЛАНТАЦИЯ

ЭМБРИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСПЛАНТАТЫ

ДАУНА БОЛЕЗНЬ

ЛЕЧЕНИЕ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Гребенникова, Н.В.; Буркова, М.И.; Фисенко, А.П.; Ионова, Н.А.; Молнар, Е.М.; Сухих, Г.Т.

4.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI49) 96.01-04М1.369

   

    Влияние трансплантации фетальных тканей человека на развитие высших психических функций у детей с болезнью Дауна [Текст] / Н. В. Гребенникова [и др.] // Клин. вестн. - 1995. - N 2. - С. 44-45
Аннотация: Проанализирован опыт лечения болезни Дауна при помощи трансплантации плодных тканей человека. Была отобрана группа из 83 детей с болезнью Дауна, к-рым проводилось 2 трансплантации плодных тканей. Умственное развитие оценивалось нейропсихологическими тестами с помощью шкалы Бэйли и теста Векслера. После лечения у детей отмечались достоверное уменьшение психических нарушений, улучшение общей нейродинамики и познавательной деятельности. Библ. 5
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.03.35.23
Рубрики: НЕРВНАЯ ТКАНЬ
АЛЛОТРАНСПЛАНТАЦИЯ

ЭМБРИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСПЛАНТАТЫ

ДАУНА БОЛЕЗНЬ

ЛЕЧЕНИЕ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Гребенникова, Н.В.; Буркова, М.И.; Фисенко, А.П.; Ионова, Н.А.; Молнар, Е.М.; Сухих, Г.Т.

5.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 96.06-04М3.182

   

    Особенности организации систем обеспечения высших функций мозга [Текст] / С. В. Медведев [и др.] // Физиол. человека. - 1995. - Т. 21, N 6. - С. 29-37 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: На основе предшествующего опыта исследований высших функций мозга методами нейрофизиологии и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) сделано заключение о принципиально изменчивом и распределенном характере функционально-анатомической организации мозговых систем обеспечения высших психических функций, что свидетельствует о необходимости создания адекватного подхода к анализу ПЭТ-картины активации мозговых структур при обеспечении вышеуказанных видов деятельности, принципиально отличного от метода усреднения. Рассматривается вариант такого подхода, его приложение к обработке функциональных ПЭТ-изображений и некоторые результаты его применения к материалам психофизиологических исследований. Библ. 12
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.17.49.05
Рубрики: ГОЛОВНОЙ МОЗГ
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ПЭТ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Медведев, С.В.; Пахомов, С.В.; Рохлин, А.С.; Рудас, М.С.; Воробьев, В.А.

6.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 97.01-04М3.373

    Кураев, Г. А.

    Межполушарное распределение функций [Текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская, А. Г. Глумов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естеств. н. - 1996. - N 2. - С. 56-63 . - ISSN 0321-3005
Аннотация: В обзоре представлены исследования последних лет, посвященные проблеме функциональной неравнозначности полушарий. Различия между полушариями головного мозга показаны в самых разных аспектах его работы, реализации сенсорных и вегетативных функций, организации моторики, психических процессах, способах обработки информации. Рассмотрены возрастные аспекты формирования профиля функциональной межполушарной асимметрии. Показано, что любой психический процесс представляет собой сложное многоуровневое функциональное образование, обеспечиваемое совместной работой полушарий. Библ. 79
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.02
Рубрики: МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

РАЗВИТИЕ

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ

ОБЗОРЫ

БИБЛ. 79

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Пожарская, Е.Н.; Глумов, А.Г.

7.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.01-04П1.40

    Кураев, Г. А.

    Межполушарное распределение функций [Текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская, А. Г. Глумов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естеств. н. - 1996. - N 2. - С. 56-63 . - ISSN 0321-3005
Аннотация: В обзоре представлены исследования последних лет, посвященные проблеме функциональной неравнозначности полушарий. Различия между полушариями головного мозга показаны в самых разных аспектах его работы, реализации сенсорных и вегетативных функций, организации моторики, психических процессах, способах обработки информации. Рассмотрены возрастные аспекты формирования профиля функциональной межполушарной асимметрии. Показано, что любой психический процесс представляет собой сложное многоуровневое функциональное образование, обеспечиваемое совместной работой полушарий. Библ. 79
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.35.07
Рубрики: МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

РАЗВИТИЕ

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ

ОБЗОРЫ

БИБЛ. 79

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Пожарская, Е.Н.; Глумов, А.Г.

8.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.02-04П1.354

    Лукашевич, И. П.

    Нарушение высших психических функций при поражении различных отделов хвостатого ядра [Текст] / И. П. Лукашевич, С. Б. Буклина // Ж. высш. нерв. деят-сти. - 1996. - Т. 46, N 1. - С. 49-54 . - ISSN 0044-4677
Аннотация: Исследование 22 больных с артериовенозной мальформацией в области головки или тела хвостатого ядра показало, что поражение тела хвостатого ядра влечет за собой нарушение пространственных функций. Поражение головки хвостатого ядра приводит к нарушению мнестических процессов и к изменению работы блока систем программирования, регуляции и контроля произвольной деятельности. Библ. 11
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.17
Рубрики: ХВОСТАТОЕ ЯДРО ПОРАЖЕНИЕ
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

НАРУШЕНИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ

ПАМЯТЬ

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Буклина, С.Б.

9.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.02-04П1.359

    Визель, Т. Г.

    Эволюция высших психических функций и проблема их восстановления [Текст] / Т. Г. Визель // Независим. психиатр. ж. - 1996. - N 2. - С. 19-24
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.17
Рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

РАЗВИТИЕ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ

ЧЕЛОВЕК


10.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.03-04П1.26

   

    Spectral responses in the gamma-band: Physiological signs of higher cognitive processes? [Text] / Friedemann Pulvermuller [et al.] // NeuroReport. - 1995. - Vol. 6, N 15. - P2059-2064 . - ISSN 0959-4965
Перевод заглавия: Спектральные реакции в гамма-полосе частот: физиологические признаки высших когнитивных процессов?
Аннотация: It has recently been proposed that brain responses in the gamma-range (20 Hz) include information about specific cognitive processes in the human brain. Empirical data substantiating this assumption come from EEG and MEG recordings during visual and language processing. For example, 30 Hz activity has been found to be stronger during processing of words than during processing of meaningless but pronounceable pseudowords. However, it has been reported that power changes in the gamma-band are sometimes artefacts of changes taking place in other frequencies, such as the alpha-band. In this study, we investigated power changes in frequency bands outside the gamma-range and found no evidence that such changes are related to the dynamics in gamma-power distinguishing between words and pseudowords. Библ. 26
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.35.07 + 151.21.41.11
Рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ВОСПРИЯТИЕ

РЕЧЬ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЭЭГ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Pulvermuller, Friedemann; Lutzenberger, Werner; PreiSSl, Hubert; Birbaumer, Niels

11.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.03-04П1.32

    Иваницкий, А. М.

    Мозговая основа субъективных переживаний: гипотеза информационного синтеза [Текст] / А. М. Иваницкий // Ж. высш. нерв. деят-сти. - 1996. - Т. 46, N 2. - С. 241-252 . - ISSN 0044-4677
Аннотация: Описаны принципы организации мозговых процессов, лежащих в основе субъективных переживаний. Согласно развиваемой концепции, они возникают как результат синтеза различных видов информации в ключевых для данной психической функции зонах коры. В информационном синтезе участвует информация, исходящая из внешней среды, извлекаемая из памяти и поступающая от центров мотиваций. Концепция построена на основе исследований мозговых механизмов восприятия и мышления. Показано, что ощущение возникает в результате синтеза на нейронах проекционной коры сведений о физических и сигнальных свойствах стимула, который обеспечивается кольцевым движением возбуждения из проекционной в ассоциативную кору, гиппокамп и мотивационные центры с возвратом в проекционную кору. Установлено также, что при мышлении происходит конвергенция корковых связей к определенным центрам, названным фокусами взаимодействия. Их топография специфична для различных мыслительных операций: при образном мышлении фокусы располагаются в теменно-височной, а при абстрактном мышлении - в лобной коре
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.35.07 + 151.21.41.11
Рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ВОСПРИЯТИЕ

МЫШЛЕНИЕ

МОТИВАЦИЯ

ПАМЯТЬ

ЧЕЛОВЕК


12.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.03-04П1.335

   

    Higher-order cognitive factors and psychomotor speed in HIV-1 infection [Text] : [Pap.] Annu. Meet. Sci. Programm, APA Div., Toronto, Aug. 9-12, 1996 / W. N. Mercer [et al.] // Clin. Neuropsychol. - 1996. - Vol. 10, N 3. - P328 . - ISSN 0920-1637
Перевод заглавия: Высшие когнитивные функции и психомоторная реакция при ВИЧ-инфекции
Аннотация: Проводилось изучение высших когнитивных функций и психомоторной реакции у ВИЧ-серопозитивных лиц. Указывается на значение и применение в будущем рез-тов проведенных исследований
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.11
Рубрики: МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Mercer, W.N.; Caroselli, J.C.; Childs, H.W.; Bennett, J.M.; Bengtson, M.L.; Fisk, J.L.; Del, Dotto J.E.

13.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.04-04П1.322

    Визель, Т. Г.

    Нейропсихология - что это? [Текст] / Т. Г. Визель // Мед. консультация. - 1996. - N 2. - С. 55-56
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.17
Рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ЧЕЛОВЕК


14.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.05-04П1.213

    Боголепова, А. Н.

    Возрастной аспект нарушения высших психических функций у больных в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта [Текст] / А. Н. Боголепова, А. Б. Гехт, М. Х. Тлапшоков // 7 Всерос. съезд неврологов, Нижний Новгород, 10-12 окт., 1995. - Н. Новгород, 1995. - С. 101-102
Аннотация: Изучали зависимость нарушения высших психических функций у больных в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта от возраста. Было проведено нейропсихологическое обследование 58 больных в возрасте от 45 до 78 лет в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта. Все больные были разделены на 2 возрастные группы: в первую вошли больные, возраст к-рых не превышал 60 лет (28 человек), во вторую - больные старше 60 лет (30 человек). Сравнение результатов нейропсихологического обследования показало, что в группе больных, возраст к-рых не превышал 60 лет, отмечались менее тяжелые нарушения высших психических функций по сравнению со II группой. У больных старше 60 лет определялись изменения большинства высших психических функций, что свидетельствовало о диффузном поражении коры полушарий большого мозга. Возможно, это связано с наличием у этих больных дисциркуляторной энцефалопатии. Россия, Российский гос. мед. ун-т, Москва
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.17
Рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

НАРУШЕНИЯ

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Гехт, А.Б.; Тлапшоков, М.Х.

15.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.06-04П1.1

    Хомская, Е. Д.

    Роль Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия [Текст] / Е. Д. Хомская // Вопр. психол. - 1996. - N 5. - С. 72-83, 159 . - ISSN 0042-8841
Аннотация: Рассматриваются методологические, теоретические и биографические аспекты взаимоотношений Л.С.Выготского и А.Р. Лурия. Описано участие А.Р.Лурия в создании культурно-исторической теории и влияние Л.С.Выготского на научно-исследовательскую деятельность А.Р.Лурия (изучение генеза высших психических функций у ребенка и их нарушений при умственной отсталости; кросс-культурное исследование социальных факторов формирования познавательных процессов у взрослых; нейропсихологический анализ мозговой организации высших психических функций). Продемонстрирована общность методологических и общетеоретических позиций этих двух авторов, высокая продуктивность идей Л.С.Выготского и их творческая разработка А.Р.Лурия. Библ. 20
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.01.07 + 151.01.09 + 151.81.61.17 + 151.21.31
Рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ПЕРСОНАЛИЯ

СОЗНАНИЕ

РАЗВИТИЕ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ЧЕЛОВЕК


16.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.06-04П1.152

    Выготский, Л. С.

    Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Психол. наука и образ. - 1996. - N 4. - С. 5-17
Аннотация: Критически рассматриваются 3 основные группы существующих точек зрения на вопрос об отношении обучения и развития ребенка в школьном возрасте. В основе первой группы теорий лежит положение о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение рассматривается как чисто внешний процесс, который не влияет на детское развитие (концепция Ж. Пиаже). Вторую группу решений этого вопроса объединяет тезис - обучение и есть развитие. Оба процесса совершаются равномерно и параллельно, каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии (Джемс, Торндайк). Третья группа теорий - это соединение двух противоположных точек зрения, создание дуалистических теорий развития (учение Коффки о психическом развитии ребенка), для которых характерна идея взаимной зависимости, взаимного влияния процессов развития и обучения. На основе экспериментальных данных и теоретических соображений Л.С.Выготский предложил новое решение данного вопроса. Рассматриваются понятия зоны ближайшего развития (ЗБР) и зоны актуального развития (ЗАР). Отмечается, что умственное развитие ребенка может быть определено с помощью выяснения двух его уровней - ЗАР и ЗБР. Отношение между обучением и развитием рассматривается в русле теории развития высших психических функций. Большое значение придается тому, что процессы развития составляют единство, а не тождество с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, которые задают ЗБР
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.13
Рубрики: ОБУЧЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА

РАЗВИТИЕ

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ЧЕЛОВЕК


17.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI07) 97.07-04А1.48

    Хомская, Е. Д.

    Роль Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия [Текст] / Е. Д. Хомская // Вопр. психол. - 1996. - N 5. - С. 72-83, 159 . - ISSN 0042-8841
Аннотация: Рассматриваются методологические, теоретические и биографические аспекты взаимоотношений Л.С.Выготского и А.Р. Лурия. Описано участие А.Р.Лурия в создании культурно-исторической теории и влияние Л.С.Выготского на научно-исследовательскую деятельность А.Р.Лурия (изучение генеза высших психических функций у ребенка и их нарушений при умственной отсталости; кросс-культурное исследование социальных факторов формирования познавательных процессов у взрослых; нейропсихологический анализ мозговой организации высших психических функций). Продемонстрирована общность методологических и общетеоретических позиций этих двух авторов, высокая продуктивность идей Л.С.Выготского и их творческая разработка А.Р.Лурия. Библ. 20
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.01.09.09
Рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

СОЗНАНИЕ

РАЗВИТИЕ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ИСТОРИЯ НАУКИ

ПЕРСОНАЛИИ

ВЫГОТСКИЙ

ЛУРИЯ А.Р.

ЧЕЛОВЕК


18.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.07-04П1.154

   

    Дифференциальное нейропсихологическое тестирование с количественной оценкой состояния высших психических функций [Текст] / В. М. Шкловский [и др.] // Обозрение психиатрии и мед. психол. - 1995. - N 3-4. - С. 203-205, 343-344
Аннотация: На основе созданной А.Р.Лурия методики в Московском центре патологии речи и нейрореабилитации разработана специальная нейропсихологическая методика верификации состояния высших психических функций (ВПФ) с количественной и качественной оценкой результатов тестирования. Она включает субтесты, систематизированные в соответствии с исследуемыми функциями: доминантные вербальные, невербальные, субдоминантные и др. В пределах доминантных вербальных функций исследуется речевая активность; автоматизированная речь; артикуляционный праксис; удержание ряда звуков и слов на слух; называние предметов, действий, пальцев и цветов; грамматика; импрессивная речь; письмо; чтение; пересказ; вербальное мышление. При исследовании доминантных невербальных функций учитываются счет, невербальные виды гнозиса и праксиса (зрительный, пальцевой, соматопространственный, динамический, реципрокной координации); конструктивно-пространственная деятельность; невербальное мышление; рисование геометрических фигур и др. В рамках субдоминантных функций исследуется слуховой гнозис и праксис, рисование предметов и частей тела, речевой и неречевой просодии. По данной методике обследовано 410 больных с нарушением речевой и других ВПФ. Качественные особенности и количественные показатели полученного клинического материала подтверждают ее валидность. Результаты анализа позволяют сделать важные выводы: о локализации и распространенности очага поражения, включая и подкорковые структуры мозга; о том, какое звено является первично нарушенным и каковы системные последствия этого нарушения; о наличии или отсутствии диссоциации в том или ином синдроме в целом, основанной на степени выраженности различных симптомов на основании количественной оценки. Библ. 9
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.69.11 + 151.81.61.17
Рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОДИАГНОСТИКА

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ

МЕТОДИКА ВЕРИФИКАЦИИ СОСТОЯНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Шкловский, В.М.; Визель, Т.Г.; Иконникова, Е.М.; Королева, О.А.; Сергеева, Н.А.

19.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI25) 97.09-04М5.448

    Выготский, Л. С.

    Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Психол. наука и образ. - 1996. - N 4. - С. 5-17
Аннотация: Критически рассматриваются 3 основные группы существующих точек зрения на вопрос об отношении обучения и развития ребенка в школьном возрасте. В основе первой группы теорий лежит положение о независимости процессов детского развития от процессов обучения. Обучение рассматривается как чисто внешний процесс, который не влияет на детское развитие (концепция Ж. Пиаже). Вторую группу решений этого вопроса объединяет тезис - обучение и есть развитие. Оба процесса совершаются равномерно и параллельно, каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии (Джемс, Торндайк). Третья группа теорий - это соединение двух противоположных точек зрения, создание дуалистических теорий развития (учение Коффки о психическом развитии ребенка), для которых характерна идея взаимной зависимости, взаимного влияния процессов развития и обучения. На основе экспериментальных данных и теоретических соображений Л.С.Выготский предложил новое решение данного вопроса. Рассматриваются понятия зоны ближайшего развития (ЗБР) и зоны актуального развития (ЗАР). Отмечается, что умственное развитие ребенка может быть определено с помощью выяснения двух его уровней - ЗАР и ЗБР. Отношение между обучением и развитием рассматривается в русле теории развития высших психических функций. Большое значение придается тому, что процессы развития составляют единство, а не тождество с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, которые задают ЗБР
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.51.21.15
Рубрики: ОБУЧЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА

РАЗВИТИЕ

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ЧЕЛОВЕК


20.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.09-04П1.42

    Субботский, Е. В.

    Концепция Л.С. Выготского о высших и низших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчестве [Текст] / Е. В. Субботский // Вопр. психол. - 1996. - N 6. - С. 88-92, 157 . - ISSN 0042-8841
Аннотация: Одно из основных положений теории Л. С. Выготского - тезис о социальном происхождении психических функций человека. Рассматривается различие между низшими и высшими психическими функциями и стадии развития познавательных функций согласно данной теории. Приводятся данные исследований последних десятилетий, указывающие на поразительное совершенство восприятия у младенцев и новорожденных (работы А. Слейтера и В. Морисона о восприятии младенцами константности формы объекта, о различении таких фигур как круг и крест, а также другие работы). Автор отмечает, что необычайно совершенные познавательные способности младенца, число описаний которых неуклонно растет, подпадают тем не менее под категорию низших психических функций и должны пройти путь развития, очерченный Л. С. Выготским. Библ. 8
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.31.11 + 151.31.31.13
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ЧЕЛОВЕК


 1-20    21-40   41-60   61-80   81-100   101-120      
 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)