Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Поваренков, Ю. П.$<.>)
Общее количество найденных документов : 19
Показаны документы с 1 по 19
1.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 98.05-04П1.206

    Поваренков, Ю. П.

    Психологическая концепция непрерывного педагогического образования [Текст] / Ю. П. Поваренков // Яросл. пед. вестн. - 1997. - N 2. - С. 51-56
Аннотация: Необходимость обращения к теоретическим основам непрерывного педагогического образования (НПО) вызвана по крайней мере тремя группами причин. Во-первых, большой практической значимостью данной проблемы; дело в том, что вне системы НПО невозможно подготовить высококвалифицированного педагога - профессионала и поддержать его уровень профессионализма на высоком уровне в течение нескольких десятилетий трудовой жизни. Во-вторых, несмотря на практическую значимость, в науке отсутствует общепринятая концепция НПО, хотя активные поиски в данном направлении ведутся и психологами, и педагогами, и представителями других научных дисциплин. В-третьих, из-за отсутствия глубоких теоретических исследований проблемы НПО в последнее время в науке и на практике наметилась тенденция к вульгаризации самой идеи непрерывного образования, сведение его либо к номинальному определению, либо к организационно-техническим мероприятиям
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.23
Рубрики: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА НПО

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ



2.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 03.04-04П1.184К

    Поваренков, Ю. П.

    Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с. : ил.
Аннотация: В книге проанализированы основные подходы к исследованию процесса профессионализации человека, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии. Дается системная характеристика процесса профессионального становления, к-рый рассматривается с позиций категорий социализации и индивидуализации, развития и научения, деятельности человека. Обосновывается психологическая концепция профессионализации, предложенная автором. Затрагиваются вопросы детерминации и периодизации профессионального становления, обсуждаются проблемы неравномерности, гетерохронности и кризисов профессионального развития, предлагаются диахронические критерии для его оценки
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.29
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

РАЗВИТИЕ И НАУЧЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Свободных экз. нет

3.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 05.09-04П1.86

    Поваренков, Ю. П.

    Основные положения системогенетической концепции профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Психология. - 2004. - N 4. - С. 4-31
Аннотация: По мнению автора, развитие системогенетической концепции профессионального становления человека должна осуществляться по 3 основным направлениям. Первое направление связано с системно-структурным изучением профессионализации и определением таких понятий, как личность, индивидуальность, активность профессионала, субъект профессионализации, с анализом их соотношения и взаимодействия между собой. В рамках данного направления необходимо определить критерий профессионализации и саму категорию профессионализма. Второе направление исследований связано с динамическим изучением процесса становления профессионала на различных этапах трудового пути. Здесь необходимо рассмотреть такие вопросы, как профессиональная периодизация, единицы квантификации профессионализации и определение их структуры, динамические изменения профессионала, взаимодействие жизненного и профессионального пути и ряд других. Третье направление - создание методической базы психологического анализа профессионализации
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.19
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ



4.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 07.02-04П1.86К

    Быстров, А. Н.

    Концептуальные подходы к исследованию психологической структуры личности и деятельности подростка [Текст] / А. Н. Быстров, Ю. П. Поваренков. - Архангельск : Изд-во АГТУ, 2006. - 170 с. : ил. - ISBN 5-261-00268-0
Аннотация: Монография посвящена актуальной проблеме исследования психологической структуры личности и деятельности подростка. Сделана попытка систематизировать различный спектр концептуальных подходов отечественных и зарубежных авторов, изучающих проблемы возрастной психологии. Одна из глав представленной работы раскрывает изучение структуры личности и деятельности подростков, проживающих в условиях Российского Европейского Севера, с учетом региональных особенностей
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.31.21
Рубрики: ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ


Доп.точки доступа:
Поваренков, Ю.П.
Свободных экз. нет

5.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 07.09-04П1.154К

    Поваренков, Ю. П.

    Введение в психологию труда [Текст] / Ю. П. Поваренков. - Киров : Вят. гос. техн. ун-т, 2006. - 135 с. : ил. - ISBN 5-93825-302-0
Аннотация: Учебное пособие является теоретическим введением в курс психологии труда, который читается для студентов-психологов. В пособии отражены современные представления о предмете, методах и задачах психологии труда. Обсуждаются вопросы психологической структуры субъекта труда, его становления и реализации. Большое внимание уделяется психологическому содержанию профессиональной деятельности субъекта труда. Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.29
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Свободных экз. нет

6.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 08.10-04П1.149

    Поваренков, Ю. П.

    Психологическое содержание профессональной толерантности учителя [Текст] / Ю. П. Поваренков // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - 2005. - N 1. - С. 66-70, 141
Аннотация: Авторы пытаются выявить те стороны деятельности и профессионального развития учителя, которые наиболее тесно связаны с проблемами толерантности, обозначить некоторые содержательные моменты понятия "толерантность", а также наметить направления формирования данного качества у студентов педагогического университета. Россия, Ярославский гос. педагогический ун-т им. К. Д. Ушинского. Библ. 6
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.23
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

УЧИТЕЛЬ

СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА



7.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 08.12-04П1.118

    Поваренков, Ю. П.

    Теоретические и прикладные задачи психологии профессионального пути личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Ананьевские чтения - 2007. - СПб, 2007. - С. 227-229 . - ISBN 978-5-288-043-97-0
Аннотация: Проанализировано соотношение прикладных и теоретических задач в такой отрасли психологии, как психология профессионального пути личности. Конкретно описано, какие теоретические и прикладные задачи призвана решить эта отрасль. В качестве предмета исследования в рамках психологии профессионального пути личности выступают психологические закономерности становления и реализации субъекта труда на разных этапах профессионального пути
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.29
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ

ЛИЧНОСТЬ



8.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 13.11-04П1.223К

    Неруш, Т. Г.

    Профессиональное выгорание как деструктивная тенденция профессионального развития личности [Текст] / Т. Г. Неруш, Ю. П. Поваренков. - Саратов : [б. и.], 2012. - 224 с. : ил. - 170. - ISBN 978-5-4345-0154-5
Аннотация: Рассмотрены теоретические аспекты проблемы профессионального выгорания (ПВ) в контексте психологических проблем профессионализации личности. ПВ трактуется как деструктивная линия профессионального становления и развития личности. Представлен теоретический обзор исследований профессионального выгорания в современной психологии. Показана настоятельная необходимость дальнейшего изучения данного феномена в целью развития теории ПВ с учетом системогенетического подхода к профессионализации
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.29
Рубрики: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

ЛИЧНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД


Доп.точки доступа:
Поваренков, Ю.П.
Свободных экз. нет

9.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 15.01-04П1.182

    Поваренков, Ю. П.

    Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системогенетический подход [Текст] / Ю. П. Поваренков // Яросл. пед. вестн. - 2014. - N 2. - С. 211-217. - 12 . - ISSN 1813-145X
Аннотация: Обсуждают и конкретизируют психологическое содержание понятия "профессиональное самоопределение личности" (ПС) как ведущего механизма ее профессионального становления и реализации. Понятие ПС разрабатывалось в ходе изучения первичного выбора профессии подростками, поэтому его содержание вступает в противоречие со спецификой последующих стадий профессионализации и затрудняет их изучение. Предлагают преодолеть это противоречие за счет уточнения психологической специфики понятия ПС. Рассмотрены основные подходы к анализу ПС: социологический, жизнедеятельностный, профориентационный, карьерный. Проанализирована психологическая структура ПС, выделены уровни ее анализа: ценностно-мотивационный, операциональный, поведенческий, уровень профессионально важных качеств. Раскрыто содержание основных функций ПС, включая контрольную, адаптационную, идентификационную, профориентационную, компенсаторную и совладающую. Показано, что активизация ПС в ходе профессионализации носит циклический и неравномерный характер, выделены периоды повышения, понижения и стабилизации данного процесса. Установлено, что цикличность активизации ПС тесно связана с периодами и фазами профессионального становления и реализации личности.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.19
Рубрики: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ЦИКЛИЧНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ



10.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 15.04-04П1.186

    Поваренков, Ю. П.

    Влияние системы ценностных ориентаций учителя на успешность педагогической деятельности [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко // Вестн. КГУ. - 2014. - Т. 20, N 3. - С. 81-85, 211. - 6 . - ISSN 1998-0817
Аннотация: Проведен анализ представлений разных участников образовательного процесса (учащиеся, родители, методисты) о системе ценностных ориентаций учителя общеобразовательной школы. Рассмотрены психологические особенности системы ценностных ориентаций педагогов с разным стажем деятельности и разной успешностью педагогической деятельности. Определена роль образовательного процесса в целом и его отдельных элементов в формировании представлении учащихся, родителей и методистов о успешном и неуспешном учителе. Россия, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль; e-mail: pov@yspu.org
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.13
Рубрики: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗНЫХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ

НЕУСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ

СТАЖ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Доп.точки доступа:
Слепко, Ю.Н.


11.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.02-04М3.719

    Поваренков, Ю. П.

    Использование метода множественного регрессионного анализа для прогнозирования профессиональной пригодности мастера производственного участка [Текст] / Ю. П. Поваренков, С. В. Шабров // Диагност. проф. и познават. способностей. - М., 1988. - С. 123-138
Аннотация: В ст. указывается на необходимость развития диагностики профессиональной пригодности (ПП) руководителей, в частности, мастеров. Для выделения критериев ПП авт. используют метод множественной регрессии и показывают его эффективность. Использование множественного регрессионного анализа в процедуре оценки ПП кандидатов на должность позволяет оценить соответствие кандидата должности, напряженность его труда, сложность объективных условий деятельности. Разработанная методика успешно используется при профотборе и аттестации кадров. Библ. 17.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.65
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МЕТОД

МНОЖЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

МАСТЕР УЧАСТКА

ЧЕЛОВЕК

ПСИХОДИАГНОСТИКА


Доп.точки доступа:
Шабров, С.В.


12.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.05-04М3.745

    Шабров, С. В.

    Исследование профессиональной пригодности руководителя первичного трудового коллектива в целях профотбора и профориентации [Текст] / С. В. Шабров, Ю. П. Поваренков // Проф. ориентация и обуч. (теор. и прикл. пробл.). - Ярославль, 1988. - С. 125-134
Аннотация: С целью разработки критериев профпригодности мастеров производственных участков проведен психол. анализ деятельности мастера с целью выявления профессионально важных качеств. 52 человека (95% всех мастеров завода) обследованы с помощью опросника Кэттэла, психодиагностич. теста, опросника соц. потребностей, опросника Айзенка, опросника Тейлора, методики "импульсивностьцеленаправленность", опросника "уровень объективного контроля", теста Люшера, задачи Лаччинза, опросника "ригидность-флексибильность". Получены экспертные оценки деятельности мастеров. Для обработки рез-тов применялся метод многомерного корреляционного анализа. Получено уравнение множественной линейной регрессии, позволяющее оценить прогнозируемое значение эффективности деятельности мастера. На основе полученного уравнения разработаны критерии профпригодности. Библ. 11.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.65
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПРОФОТБОР

КРИТЕРИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УЧАСТКИ

МАСТЕРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

МНОГОМЕРНЫЙ КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Поваренков, Ю.П.


13.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.04-04П1.192

    Шешин, М. М.

    Анализ целеполагания в условиях соревновательной деятельности [Текст] / М. М. Шешин, Ю. П. Поваренков // Пробл. индустр. психол. - Ярославль, 1989. - С. 88-98
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.45
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
СПОРТИВНАЯ

ПЛОВЦЫ

СОРЕВНОВАНИЯ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Поваренков, Ю.П.


14.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.07-04П1.342

    Поваренков, Ю. П.

    Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения [Текст] / Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков // Психол. ж. - 1990. - Т. 11, N 2. - С. 47-57 . - ISSN 0205-9592
Аннотация: Обсуждается проблема совершенствования профессионального обучения на основе взаимодействия между учеником и мастером производственного обучения. На материале освоения конкретной профессиональной деятельности проанализированы психол. закономерности познания производственной ситуации и формирования информационной основы деятельности. Исходя из эксперим. данных, прослеживается принцип динамической организации информационной основы деятельности на разных стадиях профессионализации.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.29
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

МАСТЕРА

УЧЕНИКИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Шадриков, В.Д.


15.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 93.02-04П1.289

    Поваренков, Ю. П.

    Психологический анализ процесса профессионализации [Текст] / Ю. П. Поваренков ; Яросл. гос. пед. ин-т // Психол. закономерности профессионализ. - Ярославль, 1991. - С. 95-109
Аннотация: Обзор. Ставится задача создания психолого-пед. концепции профессионализации (П), в рамках к-рой необходимо решить 2 основные задачи: 1. выявить психол. закономерности формирования личности и деятельности профессионала как в целом, так и применительно к отдельным этапам П; 2. разработать эффективные методы сотрудничества с субъектом П, адекватные меняющимся условиям становления профессионала. Рассматриваются основные теор. подхода к разработке психол. концепции П: 1. методол. исследования, в к-рых трудовая теятельность, П рассматриваются как условие антропогенеза, как средство развития личности в онтогенезе, как форма социализации; 2. аналитич. подход, касающийся отдельных сторон или стадий П (исследование психол. проблем трудового обучения, профессиональной ориентации, профконсультирования, отбора и подбора кадров, профессионального обучения, профессиональной адаптации); 3. изучение П как целостного, непрерывного процесса. В рамках 3-го направления особое внимание уделено рассмотрению 2 концепций: концепции профессионального развития Д. Сьпера и концепции профессионального становления Т. В. Кудрявцева. На основе обзора авт. предлагает след. определение П: это включенная в процесс жизнедеятельности специфич. форма активности личности, в рамках к-рой осуществляется становление и реализация субъекта П. Обсуждается понятие "модель профессионала", требования и предпосылки создания такой модель. С т. зр. авт., в качестве основного компонента этой модели выступают: описание структуры профессиональных мотивов, структуры профессиональных способностей, профессиональных знаний и навыков, структуры профессиональной деятельности, критериев оценки уровня профессиональной успешности и уровня П в целом. Библ. 28.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.29
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

МОТИВЫ

ОБЗОРЫ

БИБЛ. 28

ЧЕЛОВЕК



16.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 15.09-04П1.250

    Поваренков, Ю. П.

    Система требований участников образовательного процесса к особенностям личности и способностям учителя [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко // Яросл. пед. вестн. - 2015. - N 1. - С. 98-105. - 12 . - ISSN 1813-145X
Аннотация: Проведен анализ предпочтений и требований разных участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, методистов) к психологическим особенностям учителя. В исследованиях других авторов по этой теме было определено, что система черт личности является более значимой для формирования предпочтений о личности и деятельности учителя с точки зрения учащихся; система ценностных ориентаций - с точки зрения родителей; система интеллектуальных способностей - с точки зрения методистов. Методом межструктурного анализа по модели исследования психологических структур В.Д. Шадриковым, В.С. Мерлиным были установлены новые типы взаимосвязей. Согласно их мнению, предпочтения разных участников образовательного процесса не строго зависят от той или иной структуры личности педагога, а находятся под воздействием межструктурных взаимосвязей. Анализируют этот тип взаимосвязей. Рассмотрены требования разных участников образовательного процесса к личности и способностям успешного и неуспешного педагогов. Установлено, что различия в представлениях об успешном и неуспешном педагогах проявляются как на уровне функционирования отдельных психологических структур (черт личности, ценностных ориентаций, интеллектуальных способностей), так и на уровне межструктурных взаимосвязей.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.13
Рубрики: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ

СИСТЕМА ПРЕДПОЧТЕНИЙ

УЧЕНИКИ

РОДИТЕЛИ

МЕТОДИСТЫ


Доп.точки доступа:
Слепко, Ю.Н.


17.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 15.09-04П1.271К

    Поваренков, Ю. П.

    Профессиональная самоактуализация личности. Системогенетический подход [Текст] / Ю. П. Поваренков, Е. В. Самаль. - Ярославль : ЯГПУ, 2014. - 328 с. : ил. - 314. - ISBN 978-5-00089-009-7
Аннотация: С позиций системогенетического подхода проведен анализ теоретических и эмпирических исследований самоактуализации личности. Самоактуализация рассмотрена как детерминанта личностного роста и развития человека, показана ее роль и особенности проявления на разных этапах жизненного цикла человека. Рассмотрены проявления самоактуализации на стадии профессионального обучения, профессионального становления и реализации личности. Показана необходимость создания активизирующей и развивающей среды в вузе с целью содействия раскрытию истинного "Я" будущего специалиста, его природного потенциала, активизации стремления к росту и развитию на протяжении всего обучения в вузе. Обоснован и описан семинар-практикум "Путь к себе", даны методические рекомендации по его использованию с целью активизации стремления личности к самоактуализации и самореализации.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.29
Рубрики: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЛИЧНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД


Доп.точки доступа:
Самаль, Е.В.
Свободных экз. нет

18.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 16.02-04П1.187

    Поваренков, Ю. П.

    Противоречия в развитии личностных черт педагога в период учебно-профессиональной деятельности [Текст] / Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко // Яросл. пед. вестн. - 2015. - N 2. - С. 174-180. - 11 . - ISSN 1813-145X
Аннотация: Проведен анализ особенностей профессионального развития педагога. Профессионализация, рассматриваемая как непрерывный процесс, включенный в жизненный путь личности педагога, исследуется на двух важных этапах - завершения учебно-профессионального обучения и самостоятельной профессиональной педагогической деятельности. Проанализированы особенности профессиональных требований к уровню развития отдельных черт личности педагога на разных этапах его развития. Проведен сравнительный анализ уровня развития черт личности педагога и их связи с успешностью деятельности. Показаны количественные и качественные различия в личностных особенностях педагога на этапе окончания обучения в вузе и в начале самостоятельной педагогической деятельности. Предполагают, что эти различия являются следствием наличия разных требований, предъявляемых к успешности деятельности в учебном заведении и в общеобразовательной школе. Следствием противоречия в требованиях является низкий уровень успешности работы педагога в первые годы профессиональной деятельности, что связано с необходимостью перестройки выпускником своих личностных особенностей под систему требований общеобразовательной школы. Методом структурного анализа проведено сравнение структурных особенностей (когерентности, дифференцированности, гомогенности структуры) личностных черт студентов и молодых педагогов.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.13
Рубрики: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

ЛИЧНОСТЬ

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОТИВОРЕЧИЯ В РАЗВИТИИ

СТУДЕНТ-ВЫПУСКНИК

МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ


Доп.точки доступа:
Слепко, Ю.Н.


19.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 16.03-04П1.221

    Поваренков, Ю. П.

    Полициклический подход к исследованию профессионального становления и реализации личности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Яросл. пед. вестн. - 2015. - N 2. - С. 166-173. - 10 . - ISSN 1813-145X
Аннотация: Дана критика моноциклического подхода в анализе процесса профессионализации. Раскрыты основные положения полициклического подхода. Определено понятие профессионального цикла, или цикла профессионального становления, как подсистемы в составе динамической системы профессионального пути человека. Раскрыта внутренняя психологическая структура профессионального цикла. Показано, что одним иа возможных оснований для перехода к новому циклу профессионализации является возникновение кризисного состояния и состояния неудовлетворенности трудом различного типа. Определено понятие профессиональной задачи, выделены задачи профессиональной деятельности, к которым могут быть отнесены оптация, поиск и выбор профессии или способа профессионального самоосуществления, освоение выбранной профессии в рамках специализированных учебных заведениях, самостоятельно или в рамках организации. Выделены задачи профессионального становления, раскрыта иерархическая структура их организации. Определены понятия стадий, периодов и фаз профессионализации, которые соотнесены с иерархической структурой профессиональных задач. Дана классификация различных видов профессиональных циклов. Выделены различные по психологическому содержанию этапы профессионального пути. Показано их влияние на специфику реализации профессиональных циклов. Соотнесены между собой понятия биологического (астрономического) и профессионального возрастов. Проанализированы основные виды профессионального возраста.
ГРНТИ  
,    15.21.51
ВИНИТИ 151.81.29 + 151.21.51.19
Рубрики: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

МОНОЦИКЛИЧЕСКИЙ И ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ



 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)