Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Мещерякова, Э. И.$<.>)
Общее количество найденных документов : 12
Показаны документы с 1 по 12
1.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 01.05-04П1.368

    Мещерякова, Э. И.

    Тест в психодиагностике [Текст] / Э. И. Мещерякова // Сиб. психол. ж. - 1999. - N 11. - С. 131-136
Аннотация: Обсуждаются возможности и теоретические основания междисциплинарных подходов к тексту как методу психодиагностики коммуникативного мира личности. Коммуникативный подход в применении к анализу текста, языка и письменной речи рассматриваются в работе как синтез аналитических философско-лингво-психологических парадигм XX века, имеющих общность фундаментального взгляда на мир как на семиотическое образование. Анализируются многочисленные определения текста как психологического понятия, подчеркивается ограниченность деятельностного подхода в диагностике его транскоммуникативного мифологического потенциала. Приводятся методические основания анализа текста как личностного документа, техники и этапы его дешифровки. Пафос статьи - попытке осмысления гуманитарного дискурса как возможности глубокого понимающего проникновения в многообразие культурно-исторического и индивидуального психологического коммуникативного и транскоммуникативного опыта. Библ. 42
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.99
Рубрики: ПСИХОЛИНГВИСТИКА
ТЕКСТ

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

КОММУНИКАЦИЯ

ЛИЧНОСТНЫЙ МИФ

ТРАНСКОММУНИКАЦИЯ

ДИСКУРС

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ



2.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 02.03-04П1.96

    Мещерякова, Э. И.

    Текст в практике психологического консультирования [Текст] / Э. И. Мещерякова // Сиб. вестн. психиатрии и наркол. - 2001. - N 3. - С. 98-101
Аннотация: Данное сообщение является фрагментом исследовательского цикла, проведенного на факультете психологии ТГУ по проблеме персонального мифа в практике психологического консультировании студентов. Персональный миф рассматривается в исследовании как личностный феномен, имеющий коммуникативную природу, межличностное происхождение. Одной из гипотез исследования было предположение о том, что особенности содержания и структуры персонального мифа как феномена самосознания личности могут быть выявлены посредством анализа его экспликации в тексте-дискурсе, знаковая форма которого понимается как структура смыслов, заложенных в него процессом мышления, языковыми возможностями и стратегиями самопрезентации личности автора. Библ. 26
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.21
Рубрики: ЛИЧНОСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ТЕКСТ

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МИФ

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ



3.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 03.11-04П1.36

    Мещерякова, Э. И.

    Психологические особенности маскулинного и феминного агрессивногоо дискурса [Текст] / Э. И. Мещерякова, Н. В. Жигинас // Сиб. психол. ж. - 2002. - N 16-17. - С. 52-55
Аннотация: Предметом представленного исследования явилась специфика мужского и женского агрессивного дискурса, объективируемая в устной и письменной речи человека. Проблема гендерных особенностей речевой агрессии рассматривается на ассоциативном, текстовом и диалогическом уровнях. Подчеркивается, что речевая агрессия имеет специфические особенности, связанные с различными психологическими механизмами функционирования речи, уровнями актуализации языкового сознания и индивидуальными особенностями речевых кодов языковой личности. Делается вывод, что степень проявления и формы вербальной агрессии обусловлены социокультурными факторами. Библ. 19
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.59
Рубрики: РЕЧЬ
АГРЕССИВНЫЙ ДИСКУРС

УСТНАЯ РЕЧЬ

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Доп.точки доступа:
Жигинас, Н.В.


4.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 04.05-04П1.273Д

    Мещерякова, Э. И.

    Персональный миф в психологическом консультировании [Текст] : автореф. Дис. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук / Э. И. Мещерякова ; Барнаул. гос. пед. ун-т, Барнаул. - Барнаул, 2001. - 48 с.
Аннотация: Феномен персонального мифа (ПМ) в качестве основной смысловой единицы, указывающий на способность личности к мифотворчеству, как ее духовный потенциал и способность к преодолению кризисной ситуации идентичности, может быть использован в качестве методического приема определения основных стратегий самопрезентации, самопонимания и самопринятия личностью собственного бытия. В различных типах ПМ, отражающих переживание личностью своей самости, образ Я может быть определен по типу текстового поведения как индикатору авторского сознания. Содержание, структура и функции ПМ могут быть обнаружены в различной жизненной событийной эмпирике сюжетных вариантов, темах-признаках текста, образующих его психосемантическое и семиотическое пространство, и конкретных языковых средствах. В конструировании ПМ личность действует предпочтительно, структурно и типологически соответственно своей характерологической структуре, эмоциональным, когнитивным, поведенческим и коммуникативным свойствам, а также психодинамическим механизмам бессознательного. Смысловая целостность ПМ как результата экзистенциальной коммуникации может быть определена по тематическому контент-анализу и лингвистическому портретированию лексика в сочетании с анализом интенциональности текста. Эмпирическая модель ПМ может быть использована в психологическом консультировании студентов, с базовыми принципами к-рого должны быть соразмерены интервенции, стимулирующие его конструирование. Трансформация ПМ может рассматриваться как критерий оценки эффективности психологического консультирования
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.15
Рубрики: ЛИЧНОСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

МИФОТВОРЧЕСТВО

ИДЕНТИЧНОСТЬ

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ, САМОПОНИМАНИЕ, САМОПРИНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, КОГНИТИВНЫЕ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ


Доп.точки доступа:
Барнаул. гос. пед. ун-т, Барнаул
Свободных экз. нет

5.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 08.11-04П1.97

    Мещерякова, Э. И.

    Психосемиотика пути и экзистенциально-коммуникативные аспекты деятельности проводника железнодорожного транспорта [Текст] / Э. И. Мещерякова // Сиб. психол. ж. - 2008. - N 27. - С. 24-30 . - ISSN 1726-7080
Аннотация: Представлен междисциплинарный подход к исследованию профессиональной деятельности проводника железнодорожного транспорта. Артикулирована проблема концепта "дорога", ждущая, на наш взгляд, своей репрезентации в психологических исследованиях и широко дискутируемая в современных психолингвистических и лингвокультурологических исследованиях. Библ. 23
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.29
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОВОДНИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ПСИХОСЕМАНТИКА



6.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 10.01-04П1.137

    Мещерякова, Э. И.

    Лаборатория психологических практик в исследовательском контексте транскоммуникации [Текст] / Э. И. Мещерякова, Е. М. Березина // Сиб. психол. ж. - 2009. - N 31. - С. 62-66 . - ISSN 1726-7080
Аннотация: Статья написана по случаю состоявшегося 26 декабря 2008 г. на факультете психологии открытия лаборатории психологических практик со студией транскоммуникативного дизайна. Открытие лаборатории означает начало широкого фронта исследований стратегий актуализации транскоммуникативного творческого потенциала человека в ситуациях креативной свободы (неопределенности) в диапазоне от интраперсонального до трансперсонального уровня. Подобный вектор исследовательских интенций был задан В. И. Кабриным еще в период формирования его научных подходов к проблеме коммуникации и сохраняется в его дальнейшем научном творчестве, а также в совместных работах с учениками и последователями. Библ. 13
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.39
Рубрики: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ТРАНСКОММУНИКАЦИИ

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА


Доп.точки доступа:
Березина, Е.М.


7.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 14.02-04П1.206

    Мещерякова, Э. И.

    ОБУЧЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ [Текст] / Э. И. Мещерякова, А. И. Петрушин // Сиб. психол. ж. - 2013. - N 49. - С. 59 . - ISSN 1726-7080
Аннотация: Рассматриваются возможности юридической клиники, организованной в Юридическом институте ТГУ для развития профессиональной компетентности студентов - будущих юристов. Исследование проводилось в рамках модели коммуникативной компетентности, состоящей из трех компонентов (личностные диспозиции, знания, коммуникативные умения). Выбранные методы позволили изучить исходное состояние, а также формирование психологических компонентов коммуникативной компетентности студентов 4-го курса юридического факультета в условиях обучения в юридической клинике.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.21.23
Рубрики: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ЮРИСТЫ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КОМПОНЕНТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА


Доп.точки доступа:
Петрушин, А.И.


8.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 15.01-04П1.320

    Мещерякова, Э. И.

    Учет эвристик маргинальности в психокоррекционной работе с осужденными за экстремизм: антропологический подход [Текст] / Э. И. Мещерякова, Т. Г. Бохан, А. В. Ларионова // Сиб. психол. ж. - 2014. - N 52. - С. 104-114 . - ISSN 1726-7080
Аннотация: Рассматривается феномен экстремизма через понятия маргинальности, негативной идентичности и личности экстремиста. Представлены результаты эмпирического исследования осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность в условиях исправительного учреждения, позволившие классифицировать осужденных как "террористов с мотивацией риска", "террористов с психопатологией" и "эксплуатируемых террористов". Рассмотрены основные принципы психокоррекции и профилактики рецидивов преступлений по экстремистским статьям. Они базируются на обнаружении метафизических оснований преступления в парадигме маргинальной антропологии и на понимании преступления как своеобразного выхода маргинальной личности на трансцендирование.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.67.07
Рубрики: ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЭКСТРЕМИЗМ

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ

МОТИВАЦИЯ

НЕГАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ


Доп.точки доступа:
Бохан, Т.Г.; Ларионова, А.В.


9.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 15.05-04П1.177

    Мещерякова, Э. И.

    Контент-анализ взаимосвязей культурно-средовых идеологических факторов с понятием "экстремизм" в информационном поле Рунета [Текст] / Э. И. Мещерякова, А. В. Бочаров // Вестн. ТГУ. - 2014. - N 389. - С. 211-216. - 5 . - ISSN 1561-7793
Аннотация: Описана методика контент-анализа трендов сопряженности идеологем с понятием "экстремизм" в информационном поле Рунета. Сделаны выводы относительно динамики, структуры и перспектива экспансии идеологемы "экстремизм" в современном общественном сознании. Можно увидеть не только традиционно связанные с экстремизмом идеологемы, но и те, которые пока связаны с ним в меньшей мере, однако могут войти в информационное поле в ближайшее время. Представленная методика может служить прикладным инструментом планирования приоритетных направлений профилактики экстремизма, в том числе и молодежного.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.51.07
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭКСТРЕМИЗМ

ИДЕОЛОГЕМЫ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

МОЛОДЕЖЬ

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА


Доп.точки доступа:
Бочаров, А.В.


10.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.06-04П1.157

    Мещерякова, Э. И.

    Социально-психологическая культура личности и характерология [Текст] / Э. И. Мещерякова // Профориентация и формирование соц.-психол. культуры личности спец. в вузе. - Томск, 1989. - С. 22-27
Аннотация: Высказывается предположение, что коммуникативные дефекты, являющиеся исходно характерологич. образованиями, интериоризируют специфичный для данной акцентуации тип патогенной ситуации вместе со сложившимся механизмом психол. защиты, что делает коммуникативный дефект сложным личностным образованием. Разрабатывается техника описания моделей коммуникативного дефекта для психокоррекции. Библ. 3.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.51.17
Рубрики: ЛИЧНОСТЬ
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕФЕКТЫ

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

ЧЕЛОВЕК



11.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 15.09-04П1.211

    Бочаров, А. В.

    Типология психологических факторов отношения студентов к экстремизму (по результатам анкетирования и психодиагностики) [Текст] / А. В. Бочаров, Э. И. Мещерякова, А. В. Ларионова // Приклад. юр. психол. - 2015. - N 1. - С. 21-33, 166. - 5 . - ISSN 2072-8336
Аннотация: Исследовали закономерности и взаимозависимости мотивационно-потребностных и ценностных факторов, влияющих не формирование экстремистских форм поведения студенческой молодежи. Построена типология современных экстремистских форм молодежного поведения. Использованы анкетирование и психодиагностические методы. Обнаружено, что молодежная среда наиболее подвержена разрыву между реальностью социальных трансформаций и готовностью их принять. Многомерная психодиагностическая типология факторов отношения студентов к экстремизму позволяет выработатъ адекватные направления снятия противоречий между мотивационными, коммуникативными и культурно-ценностными потребностями молодежи, которые ситуационно могут способствовать формированию экстремистских установок. Показана двойственная функция самодетерминации личности молодого человека: с одной стороны, это нравственно-мировоззренческая устойчивость, с другой - толерантность. Сделан вывод о направлении профилактики экстремистских тенденций у молодежи как снятии противоречия между возрастным индивидуализмом молодежи и стремлением к коммуникации в своей среде.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.51.11
Рубрики: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЭКСТРЕМИЗМ

МОЛОДЕЖЬ

ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ

ТИПОЛОГИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКСТРЕМИЗМА


Доп.точки доступа:
Мещерякова, Э.И.; Ларионова, А.В.


12.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 16.04-04П1.36

    Мещерякова, Э. И.

    Оценка конвергентной и дискриминантной валидности русскоязычной версии методики ММPI-2: первые итоги [Текст] / Э. И. Мещерякова, А. В. Ларионова, С. А. Богомаз // Нац. психолог. ж. - 2015. - N 2. - С. 115-122 . - ISSN 2079-6617
Аннотация: Представлены результаты проведения проверки конструктной валидности новой версии методики Миннесотского мультифакторного исследования личности (ММР1-2). Интерес профессионального сообщества к новой версии методики обусловлен ее преимуществом перед старой версией, заключающемся в реструктуризации и включении новых шкал, которые открывают дополнительные возможности психодиагностики личности. Проверка конструктной валидности проводилась с помощью трех современных методик: "Опросник качества жизни и удовлетворенности" (краткий вариант Рицнера в адаптации Рассказовой), "Шкала базисных убеждений личности" Янофф-Бульман (адаптация Кравцовой) и "Оценка личных достоинств" Осина. Процедура оценки конструктной валидности проводилась на респондентах группы "норма" (N=205; 62% жен.). Проанализирована и подтверждена конструктная валидность дополненных и расширенных проверочных шкал (FI, BF, FP, S и К) и шесть из десяти основных шкал методики (D, Рd, Ра, Рt, Sс, Si) методики ММРI-2. Россия, ТГУ, Томск
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.69.11
Рубрики: ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ПСИХОДИАГНОСТИКА

ММРI-2

КОНСТРУКТНАЯ, КОНВЕРГЕНТНАЯ, ДИСКРИМИНАНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ


Доп.точки доступа:
Ларионова, А.В.; Богомаз, С.А.


 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)