Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Гельман, В. Я.$<.>)
Общее количество найденных документов : 33
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-33 
1.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 98.09-04М3.304

    Гельман, В. Я.

    Психоакустическое тестирование с использованием компьютерных технологий [Текст] / В. Я. Гельман, Е. С. Дмитриева, А. В. Немировская // Физиол. человека. - 1998. - Т. 24, N 2. - С. 128-130 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Предлагаемая система существенно повышает производительность исследователя за счет автоматизации управления экспериментом и обработки результатов. Благодаря учету времени реакции испытуемых расширяются оценочные возможности тестов. Систему применяли в ходе изучения восприятия детьми эмоциональной составляющей речи
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.19.15.19
Рубрики: ПСИХОАКУСТИКА
ТЕСТИРОВАНИЕ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Немировская, А.В.


2.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI38) 98.12-04А3.862

    Гельман, В. Я.

    Психоакустическое тестирование с использованием компьютерных технологий [Текст] / В. Я. Гельман, Е. С. Дмитриева, А. В. Немировская // Физиол. человека. - 1998. - Т. 24, N 2. - С. 128-130 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Предлагаемая система существенно повышает производительность исследователя за счет автоматизации управления экспериментом и обработки результатов. Благодаря учету времени реакции испытуемых расширяются оценочные возможности тестов. Систему применяли в ходе изучения восприятия детьми эмоциональной составляющей речи
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.05.25.15.09.99
Рубрики: ПСИХОАКУСТИКА
ТЕСТИРОВАНИЕ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Немировская, А.В.


3.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 00.09-04П1.71

    Дмитриева, Е. С.

    Возрастно-половые особенности восприятия эмоциональных характеристик речи под воздействием шума [Текст] / Е. С. Дмитриева, К. А. Зайцева, В. Я. Гельман // Физиол. человека. - 1999. - Т. 25, N 3. - С. 57-64 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Проведено исследование влияния шума на восприятие различных эмоций в речи у мальчиков и девочек. Показано, что в онтогенезе мозговые механизмы, обеспечивающие помехоустойчивость восприятия эмоций, формируются в разные возрастные периоды и зависят как от пола ребенка, так и от эмоциональной окраски речи. Надежное восприятие отрицательных эмоций и эмоционально нейтральной информации формируется у девочек к 11-13 годам, а у мальчиков - к 14-16 годам, причем, начиная с 14 лет, у мальчиков эффективность распознавания эмоций при шумовой маскировке выше, чем у девочек. Восприятие положительной эмоции к 7-10 годам имеет высокую степень помехоустойчивости как у мальчиков, так и у девочек. Статистически значимых различий в межполушарных отношениях при воздействии шума в зависимости от возраста и типа эмоции между мальчиками и девочками выявить не удалось. Наблюдалась лишь тенденция к большему вовлечению левого полушария в обработку информации у девочек. Библ. 26
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.35
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ПОДРОСТКИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ШУМ

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Зайцева, К.А.; Гельман, В.Я.


4.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI25) 00.10-04М5.213

    Дмитриева, Е. С.

    Возрастно-половые особенности восприятия эмоциональных характеристик речи под воздействием шума [Текст] / Е. С. Дмитриева, К. А. Зайцева, В. Я. Гельман // Физиол. человека. - 1999. - Т. 25, N 3. - С. 57-64 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Проведено исследование влияния шума на восприятие различных эмоций в речи у мальчиков и девочек. Показано, что в онтогенезе мозговые механизмы, обеспечивающие помехоустойчивость восприятия эмоций, формируются в разные возрастные периоды и зависят как от пола ребенка, так и от эмоциональной окраски речи. Надежное восприятие отрицательных эмоций и эмоционально нейтральной информации формируется у девочек к 11-13 годам, а у мальчиков - к 14-16 годам, причем, начиная с 14 лет, у мальчиков эффективность распознавания эмоций при шумовой маскировке выше, чем у девочек. Восприятие положительной эмоции к 7-10 годам имеет высокую степень помехоустойчивости как у мальчиков, так и у девочек. Статистически значимых различий в межполушарных отношениях при воздействии шума в зависимости от возраста и типа эмоции между мальчиками и девочками выявить не удалось. Наблюдалась лишь тенденция к большему вовлечению левого полушария в обработку информации у девочек. Библ. 26
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.51.21.17
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ПОДРОСТКИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ШУМ

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Зайцева, К.А.; Гельман, В.Я.


5.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 01.01-04П1.102

    Дмитриева, Е. С.

    Восприятие эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми на фоне шума [Текст]. Сообщ. I. Анализ эффективности опознания различных эмоций / Е. С. Дмитриева, В. Я. Гельман, К. А. Зайцева // Физиол. человека. - 2000. - Т. 26, N 3. - С. 13-20 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Проведено исследование восприятия эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми в условиях воздействия шума. Применялся метод оценки вероятности правильного опознавания различных эмоций. Была обнаружена более низкая эффективность распознавания всех эмоций заикающимися детьми. Это позволило предположить, что механизмы, обеспечивающие опознавание эмоций на фоне шума заикающимися детьми, формируются в онтогенезе с опозданием по сравнению с нормально говорящими детьми. Помехоустойчивость восприятия эмоций зависит от эмоциональной окраски речи. Межполушарные отношения, обнаруженные при восприятии эмоций, не являются стабильными и при маскировке речи шумом приобретают направленность, свойственную нормально говорящим детям. Таким образом, полученные онтогенетические особенности позволяют предположить, что одной из причин уменьшения заикания на фоне шума является установление в этих условиях паттерна межполушарных отношений, характерного для нормально говорящих детей. Библ. 38
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.31.17
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ПАТОЛОГИЯ

ЗАИКАЮЩИЕСЯ ДЕТИ

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ

ЭМОЦИИ

ШУМ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Гельман, В.Я.; Зайцева, К.А.


6.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI25) 01.02-04М5.307

    Дмитриева, Е. С.

    Восприятие эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми на фоне шума [Текст]. Сообщ. I. Анализ эффективности опознания различных эмоций / Е. С. Дмитриева, В. Я. Гельман, К. А. Зайцева // Физиол. человека. - 2000. - Т. 26, N 3. - С. 13-20 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Проведено исследование восприятия эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми в условиях воздействия шума. Применялся метод оценки вероятности правильного опознавания различных эмоций. Была обнаружена более низкая эффективность распознавания всех эмоций заикающимися детьми. Это позволило предположить, что механизмы, обеспечивающие опознавание эмоций на фоне шума заикающимися детьми, формируются в онтогенезе с опозданием по сравнению с нормально говорящими детьми. Помехоустойчивость восприятия эмоций зависит от эмоциональной окраски речи. Межполушарные отношения, обнаруженные при восприятии эмоций, не являются стабильными и при маскировке речи шумом приобретают направленность, свойственную нормально говорящим детям. Таким образом, полученные онтогенетические особенности позволяют предположить, что одной из причин уменьшения заикания на фоне шума является установление в этих условиях паттерна межполушарных отношений, характерного для нормально говорящих детей. Библ. 38
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.51.25
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ПАТОЛОГИЯ

ЗАИКАЮЩИЕСЯ ДЕТИ

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ

ЭМОЦИИ

ШУМ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Гельман, В.Я.; Зайцева, К.А.


7.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 01.04-04М3.311

    Дмитриева, Е. С.

    Возрастно-половые особенности восприятия эмоциональных характеристик речи под воздействием шума [Текст] / Е. С. Дмитриева, К. А. Зайцева, В. Я. Гельман // Физиол. человека. - 1999. - Т. 25, N 3. - С. 57-64 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Проведено исследование влияния шума на восприятие различных эмоций в речи у мальчиков и девочек. Показано, что в онтогенезе мозговые механизмы, обеспечивающие помехоустойчивость восприятия эмоций, формируются в разные возрастные периоды и зависят как от пола ребенка, так и от эмоциональной окраски речи. Надежное восприятие отрицательных эмоций и эмоционально нейтральной информации формируется у девочек к 11-13 годам, а у мальчиков - к 14-16 годам, причем, начиная с 14 лет, у мальчиков эффективность распознавания эмоций при шумовой маскировке выше, чем у девочек. Восприятие положительной эмоции к 7-10 годам имеет высокую степень помехоустойчивости как у мальчиков, так и у девочек. Статистически значимых различий в межполушарных отношениях при воздействии шума в зависимости от возраста и типа эмоции между мальчиками и девочками выявить не удалось. Наблюдалась лишь тенденция к большему вовлечению левого полушария в обработку информации у девочек. Библ. 26
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.19.15.25
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ПОДРОСТКИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ШУМ

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Зайцева, К.А.; Гельман, В.Я.


8.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 01.11-04П1.66

    Дмитриева, Е. С.

    Восприятие эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми на фоне шума [Текст]. Сообщ.II. Анализ временных характеристик опознавания различных эмоций / Е. С. Дмитриева, В. Я. Гельман // Физиол. человека. - 2001. - Т. 27, N 1. - С. 42-48 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Изучалось время реакции распознавания различных эмоций в речи на фоне шума у заикающихся и нормально говорящих детей 7-17 лет. Обнаруженные специфические отличия между этими двумя типами испытуемых в обработке эмоциональной компоненты речи были более сильно выражены во времени реакции, чем в эффективности распознавания. Повышение уровня шума приводит к снижению эффективности распознавания и увеличению времени реакции, однако у заикающихся детей не происходит статистически значимого удлинения времени реакции. С увеличением возраста сокращается время распознавания типа эмоций у обеих групп испытуемых, хотя наблюдаются отличия, связанные с полом детей: только у заикающихся девочек разница во времени реакции распознавания между младшей и старшей группами достаточно велика и сравнима с таковой у нормально говорящих девочек. Было обнаружено, что у заикающихся детей время распознавания типа эмоций достоверно короче, чем у нормально говорящих. В связи с этим была высказана гипотеза о специфике обработки акустического сигнала в сенсорной памяти у заикающихся детей. Таким образом, полученные результаты позволили предположить, что особенности процессов, протекающих в подсистемах памяти заикающихся, могут быть одной из причин возникновения заикания наряду с выявленными ранее отличиями в межполушарных отношениях
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.31.17
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ЗАИКАНИЕ

ЭМОЦИИ

РЕЧЬ

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ


Доп.точки доступа:
Гельман, В.Я.


9.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 01.12-04М3.408

    Дмитриева, Е. С.

    Восприятие эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми на фоне шума [Текст]. Сообщ.II. Анализ временных характеристик опознавания различных эмоций / Е. С. Дмитриева, В. Я. Гельман // Физиол. человека. - 2001. - Т. 27, N 1. - С. 42-48 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Изучалось время реакции распознавания различных эмоций в речи на фоне шума у заикающихся и нормально говорящих детей 7-17 лет. Обнаруженные специфические отличия между этими двумя типами испытуемых в обработке эмоциональной компоненты речи были более сильно выражены во времени реакции, чем в эффективности распознавания. Повышение уровня шума приводит к снижению эффективности распознавания и увеличению времени реакции, однако у заикающихся детей не происходит статистически значимого удлинения времени реакции. С увеличением возраста сокращается время распознавания типа эмоций у обеих групп испытуемых, хотя наблюдаются отличия, связанные с полом детей: только у заикающихся девочек разница во времени реакции распознавания между младшей и старшей группами достаточно велика и сравнима с таковой у нормально говорящих девочек. Было обнаружено, что у заикающихся детей время распознавания типа эмоций достоверно короче, чем у нормально говорящих. В связи с этим была высказана гипотеза о специфике обработки акустического сигнала в сенсорной памяти у заикающихся детей. Таким образом, полученные результаты позволили предположить, что особенности процессов, протекающих в подсистемах памяти заикающихся, могут быть одной из причин возникновения заикания наряду с выявленными ранее отличиями в межполушарных отношениях
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.17
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ЗАИКАНИЕ

ЭМОЦИИ

РЕЧЬ

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ


Доп.точки доступа:
Гельман, В.Я.


10.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI25) 02.11-04М5.412

    Дмитриева, Е. С.

    Восприятие эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми на фоне шума [Текст]. Сообщ.II. Анализ временных характеристик опознавания различных эмоций / Е. С. Дмитриева, В. Я. Гельман // Физиол. человека. - 2001. - Т. 27, N 1. - С. 42-48 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Изучалось время реакции распознавания различных эмоций в речи на фоне шума у заикающихся и нормально говорящих детей 7-17 лет. Обнаруженные специфические отличия между этими двумя типами испытуемых в обработке эмоциональной компоненты речи были более сильно выражены во времени реакции, чем в эффективности распознавания. Повышение уровня шума приводит к снижению эффективности распознавания и увеличению времени реакции, однако у заикающихся детей не происходит статистически значимого удлинения времени реакции. С увеличением возраста сокращается время распознавания типа эмоций у обеих групп испытуемых, хотя наблюдаются отличия, связанные с полом детей: только у заикающихся девочек разница во времени реакции распознавания между младшей и старшей группами достаточно велика и сравнима с таковой у нормально говорящих девочек. Было обнаружено, что у заикающихся детей время распознавания типа эмоций достоверно короче, чем у нормально говорящих. В связи с этим была высказана гипотеза о специфике обработки акустического сигнала в сенсорной памяти у заикающихся детей. Таким образом, полученные результаты позволили предположить, что особенности процессов, протекающих в подсистемах памяти заикающихся, могут быть одной из причин возникновения заикания наряду с выявленными ранее отличиями в межполушарных отношениях
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.51.21.15
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ЗАИКАНИЕ

ЭМОЦИИ

РЕЧЬ

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ


Доп.точки доступа:
Гельман, В.Я.


11.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 03.02-04П1.110

   

    Особенности межполушарных отношений при восприятии эмоций детьми с выраженными музыкальными способностями [Текст] / Е. С. Дмитриева [и др.] // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. - М., 2001. - С. 73
Аннотация: Изучали особенности полушарных взаимоотношений, лежащих в основе восприятия эмоциональной компоненты речевого сигнала музыкально одаренными детьми разных возрастных групп. Тестовым сигналом являлась фраза, произнесенная профессиональным актером с положительной, отрицательной интонациями и безэмоционально. Возможные различия в развитии церебральных механизмов, лежащих в основе восприятия эмоций музыкально одаренными детьми и контрольной группой испытуемых, оценивались по эффективности распознавания (ЭР), времени реакции (ВР) и по коэффициенту асимметрии. Проведенный дисперсионный анализ выявил статистически значимые различия между группами, причем факторы возраста и пола были высоко значимыми. У музыкально одаренных детей была выявлена более высокая ЭР, более короткое ВР и меньшее преимущество левого уха при восприятии эмоциональной компоненты речи. Наибольшие различия были обнаружены в младшей возрастной группе (6-10 лет), с возрастом различия нивелировались. Россия, Ин-т эволюционной физиологии и биохимии им. Сеченова РАН, Санкт-Петербург
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.31.13
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИЙ

РЕЧЕВОЙ СИГНАЛ

МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Гельман, В.Я.; Зайцева, К.А.; Орлов, А.М.


12.
РЖ ВИНИТИ 76 (BI38) 04.06-04А3.65К

    Гельман, В. Я.

    Медицинская информатика: практикум [Текст] / В. Я. Гельман. - 2. испр. изд. - СПб : Питер, 2002. - 468 с. : ил. - (Нац. мед. б-ка). - ISBN 5-94723-072-0
Аннотация: Настоящее издание является руководством по прикладной медицинской информатике и может служить не только самоучителем для освоения программных продуктов, но и учебником по дисциплине "Медицинская информатика". В нем подробно изложены основные разделы медицинской информатики, рассмотрены современные аппаратные и программные средства вычислительной техники, описаны принципы использования компьютерных технологий в медицине. На примерах показаны приемы работы с распространенными программными продуктами общего назначения и специализированными медицинскими системами. Отражена роль компьютерных коммуникаций в медицине. Рассмотрены информационные системы, нашедшие применение в здравоохранении. Книга предназначена для студентов медицинских вузов, училищ, колледжей, клинических ординаторов, аспирантов, широкого круга врачей, не имеющих первоначальной подготовки по информатике, для которых, тем не менее, использование компьютера в профессиональной деятельности становится насущной необходимостью
ГРНТИ  
ВИНИТИ 761.03.59.09.02 + 341.55.01.33
Рубрики: МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА
УЧЕБНИКИ

ПРАКТИКУМ

Свободных экз. нет

13.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 05.12-04М3.4

   

    Онтогенетические особенности психофизиологических механизмов восприятия эмоционального компонента речи у музыкально одаренных детей [Текст] / Е. С. Дмитриева [и др.] // Ж. высш. нерв. деят-сти. - 2004. - Т. 54, N 5. - С. 581-591 . - ISSN 0044-4677
Аннотация: С целью исследования особенностей церебральных механизмов, лежащих в основе музыкально-художественных способностей, изучали психофизиологические показатели восприятия эмоциональной информации речи у музыкально одаренных детей. Были обследованы 46 школьников и 48 музыкантов трех возрастных групп: 7-10, 11-13 и 14-17 лет. В ходе эксперимента тестовую фразу с тремя эмоциональными интонациями (радость, гнев, безэмоционально) предъявляли испытуемому через головные телефоны и регистрировали его ответы по определению типа эмоции. Дисперсионный анализ выявил возрастные и половые особенности в механизмах опознавания эмоций: так, музыканты-мальчики опережают своих сверстников в развитии этих механизмов на 4-6 лет, а музыканты-девочки - на 1-3 года. У девочек обучение музыке способствует возрастанию роли левого полушария в обработке эмоциональной интонации речи, а у мальчиков - первоначально выраженное преимущество левого полушария в процессе дальнейшего обучения не закрепляется. Россия, Ин-т эволюционной физиол. и биохим. РАН, Санкт-Петербург. Библ. 36
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.15.02
Рубрики: ЭМОЦИИ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ДЕТИ


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Гельман, В.Я.; Зайцева, К.А.; Орлов, А.М.


14.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 06.02-04П1.250

   

    Онтогенетические особенности психофизиологических механизмов восприятия эмоционального компонента речи у музыкально одаренных детей [Текст] / Е. С. Дмитриева [и др.] // Ж. высш. нерв. деят-сти. - 2004. - Т. 54, N 5. - С. 581-591 . - ISSN 0044-4677
Аннотация: С целью исследования особенностей церебральных механизмов, лежащих в основе музыкально-художественных способностей, изучали психофизиологические показатели восприятия эмоциональной информации речи у музыкально одаренных детей. Были обследованы 46 школьников и 48 музыкантов трех возрастных групп: 7-10, 11-13 и 14-17 лет. В ходе эксперимента тестовую фразу с тремя эмоциональными интонациями (радость, гнев, безэмоционально) предъявляли испытуемому через головные телефоны и регистрировали его ответы по определению типа эмоции. Дисперсионный анализ выявил возрастные и половые особенности в механизмах опознавания эмоций: так, музыканты-мальчики опережают своих сверстников в развитии этих механизмов на 4-6 лет, а музыканты-девочки - на 1-3 года. У девочек обучение музыке способствует возрастанию роли левого полушария в обработке эмоциональной интонации речи, а у мальчиков - первоначально выраженное преимущество левого полушария в процессе дальнейшего обучения не закрепляется. Россия, Ин-т эволюционной физиол. и биохим. РАН, Санкт-Петербург. Библ. 36
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.13
Рубрики: ЭМОЦИИ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ДЕТИ


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Гельман, В.Я.; Зайцева, К.А.; Орлов, А.М.


15.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI25) 07.01-04М5.419

   

    Перцептивная обучаемость детей при восприятии ими эмоционально окрашенных речевых высказываний: влияние возраста и пола [Текст] / Е. С. Дмитриева [и др.] // Физиол. человека. - 2006. - Т. 32, N 1. - С. 68-74 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Проведено исследование перцептивной обучаемости при восприятии эмоциональной составляющей речи в условиях предъявления полезного сигнала на фоне шума у мальчиков и девочек 7-17 лет. Регистрировались эффективность распознавания эмоций и время реакции в двух последовательных сериях экспериментов. Дисперсионный анализ результатов исследования показал высокую значимость фактора очередности серии как для времени, так и для эффективности распознавания эмоциональной составляющей речи. Выявлены онтогенетические особенности характеристик перцептивной обучаемости в этих условиях. Наибольшие изменения получены для времени распознавания эмоций. Осуществлено математическое моделирование перцептивной обучаемости с помощью экспоненциальной модели. Проведена оценка параметров модели: скорости обучения распознаванию и начального уровня распознавания. Показано, что скорость обучения, рассчитанная как для эффективности распознавания, так и для времени реакции, имеет близкие значения и аналогичные тенденции изменения в выборках мальчиков и в выборках девочек. Это позволяет высказать предположение, что скорость перцептивной обучаемости является инвариантной характеристикой восприятия ребенком эмоциональной составляющей речи. Начальный уровень эффективности распознавания повышается с возрастом, причем у мальчиков более сильно, чем у девочек. Начальный уровень времени реакции у девочек снижается с возрастом, а у мальчиков от возраста практически не зависит. Однако в целом, при рассмотрении показателя интегральной восприимчивости можно говорить об идентичных возрастных изменениях исходного уровня интегрального восприятия эмоций у девочек и мальчиков. Россия, Ин-т эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург. Библ. 21
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.51.21.15
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ОБУЧАЕМОСТЬ

РЕЧЬ

ПОЛ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Гельман, В.Я.; Зайцева, К.А.; Орлов, А.М.


16.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 07.02-04М3.263

   

    Перцептивная обучаемость детей при восприятии ими эмоционально окрашенных речевых высказываний: влияние возраста и пола [Текст] / Е. С. Дмитриева [и др.] // Физиол. человека. - 2006. - Т. 32, N 1. - С. 68-74 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Проведено исследование перцептивной обучаемости при восприятии эмоциональной составляющей речи в условиях предъявления полезного сигнала на фоне шума у мальчиков и девочек 7-17 лет. Регистрировались эффективность распознавания эмоций и время реакции в двух последовательных сериях экспериментов. Дисперсионный анализ результатов исследования показал высокую значимость фактора очередности серии как для времени, так и для эффективности распознавания эмоциональной составляющей речи. Выявлены онтогенетические особенности характеристик перцептивной обучаемости в этих условиях. Наибольшие изменения получены для времени распознавания эмоций. Осуществлено математическое моделирование перцептивной обучаемости с помощью экспоненциальной модели. Проведена оценка параметров модели: скорости обучения распознаванию и начального уровня распознавания. Показано, что скорость обучения, рассчитанная как для эффективности распознавания, так и для времени реакции, имеет близкие значения и аналогичные тенденции изменения в выборках мальчиков и в выборках девочек. Это позволяет высказать предположение, что скорость перцептивной обучаемости является инвариантной характеристикой восприятия ребенком эмоциональной составляющей речи. Начальный уровень эффективности распознавания повышается с возрастом, причем у мальчиков более сильно, чем у девочек. Начальный уровень времени реакции у девочек снижается с возрастом, а у мальчиков от возраста практически не зависит. Однако в целом, при рассмотрении показателя интегральной восприимчивости можно говорить об идентичных возрастных изменениях исходного уровня интегрального восприятия эмоций у девочек и мальчиков. Россия, Ин-т эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург. Библ. 21
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.19.15.25
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ОБУЧАЕМОСТЬ

РЕЧЬ

ПОЛ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Гельман, В.Я.; Зайцева, К.А.; Орлов, А.М.


17.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 07.05-04П1.20

   

    Перцептивная обучаемость детей при восприятии ими эмоционально окрашенных речевых высказываний: влияние возраста и пола [Текст] / Е. С. Дмитриева [и др.] // Физиол. человека. - 2006. - Т. 32, N 1. - С. 68-74 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Проведено исследование перцептивной обучаемости при восприятии эмоциональной составляющей речи в условиях предъявления полезного сигнала на фоне шума у мальчиков и девочек 7-17 лет. Регистрировались эффективность распознавания эмоций и время реакции в двух последовательных сериях экспериментов. Дисперсионный анализ результатов исследования показал высокую значимость фактора очередности серии как для времени, так и для эффективности распознавания эмоциональной составляющей речи. Выявлены онтогенетические особенности характеристик перцептивной обучаемости в этих условиях. Наибольшие изменения получены для времени распознавания эмоций. Осуществлено математическое моделирование перцептивной обучаемости с помощью экспоненциальной модели. Проведена оценка параметров модели: скорости обучения распознаванию и начального уровня распознавания. Показано, что скорость обучения, рассчитанная как для эффективности распознавания, так и для времени реакции, имеет близкие значения и аналогичные тенденции изменения в выборках мальчиков и в выборках девочек. Это позволяет высказать предположение, что скорость перцептивной обучаемости является инвариантной характеристикой восприятия ребенком эмоциональной составляющей речи. Начальный уровень эффективности распознавания повышается с возрастом, причем у мальчиков более сильно, чем у девочек. Начальный уровень времени реакции у девочек снижается с возрастом, а у мальчиков от возраста практически не зависит. Однако в целом, при рассмотрении показателя интегральной восприимчивости можно говорить об идентичных возрастных изменениях исходного уровня интегрального восприятия эмоций у девочек и мальчиков. Россия, Ин-т эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург. Библ. 21
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.15
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ОБУЧАЕМОСТЬ

РЕЧЬ

ПОЛ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Гельман, В.Я.; Зайцева, К.А.; Орлов, А.М.


18.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 08.03-04М3.254

   

    Исследование восприятия эмоциональной составляющей речевого сигнала при разной длительности стимула [Текст] / Е. С. Дмитриева [и др.] // Физиол. человека. - 2006. - Т. 32, N 5. - С. 36-40 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Проведено исследование влияния различной временной структуры речевого стимула на восприятие детьми разных возрастных групп (7-10, 11-13 и 14-17 лет) эмоциональной составляющей сигнала, различной длительности (0.5 с, 1 с, 1.5 с, 2 с, 3 с). Дисперсионный анализ (ANOVA) данных эффективности распознавания и времени реакции выявил высокую значимость для распознавания эмоций фактора "длительность стимула" и взаимодействия факторов "длительность стимула"*"возраст" и "длительность стимула"*"тип эмоции". Показано, что влияние временной структуры сигнала на эффективность распознавания и время реакции наиболее значимо проявляется для нейтральной и отрицательной эмоциональной интонации и при переходе от младшей возрастной группы к средней. Выявлены возрастные изменения минимальной длительности стимула, при котором происходит пороговое распознавание типа эмоциональной интонации (от 2 с - в младшей возрастной группе до 0.5 с - в старшей). Получены данные об объеме сенсорной акустической памяти у детей разных возрастных групп. Россия, Ин-т эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург. Библ. 23
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.19.15.25
Рубрики: РЕЧЬ
ЭМОЦИИ

АКУСТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

ДЕТИ

РЕЧЬ


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Гельман, В.Я.; Зайцеа, К.А.; Орлов, А.М.


19.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI38) 08.04-04А3.35

   

    Исследование восприятия эмоциональной составляющей речевого сигнала при разной длительности стимула [Текст] / Е. С. Дмитриева [и др.] // Физиол. человека. - 2006. - Т. 32, N 5. - С. 36-40 . - ISSN 0131-1646
Аннотация: Проведено исследование влияния различной временной структуры речевого стимула на восприятие детьми разных возрастных групп (7-10, 11-13 и 14-17 лет) эмоциональной составляющей сигнала, различной длительности (0.5 с, 1 с, 1.5 с, 2 с, 3 с). Дисперсионный анализ (ANOVA) данных эффективности распознавания и времени реакции выявил высокую значимость для распознавания эмоций фактора "длительность стимула" и взаимодействия факторов "длительность стимула"*"возраст" и "длительность стимула"*"тип эмоции". Показано, что влияние временной структуры сигнала на эффективность распознавания и время реакции наиболее значимо проявляется для нейтральной и отрицательной эмоциональной интонации и при переходе от младшей возрастной группы к средней. Выявлены возрастные изменения минимальной длительности стимула, при котором происходит пороговое распознавание типа эмоциональной интонации (от 2 с - в младшей возрастной группе до 0.5 с - в старшей). Получены данные об объеме сенсорной акустической памяти у детей разных возрастных групп. Россия, Ин-т эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург. Библ. 23
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.55.21.13.09
Рубрики: РЕЧЬ
ЭМОЦИИ

АКУСТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

ДЕТИ

РЕЧЬ


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Гельман, В.Я.; Зайцеа, К.А.; Орлов, А.М.


20.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI25) 08.06-04М5.341

   

    Возрастные особенности взаимосвязи успешности обучения и характеристик слуховой оперативной памяти [Текст] / Е. С. Дмитриева [и др.] // Ж. высш. нерв. деят-сти. - 2007. - Т. 57, N 3. - С. 268-275 . - ISSN 0044-4677
Аннотация: Для изучения особенностей взаимоотношения между успешностью обучения и характеристиками слуховой оперативной памяти в работе было проведено психоакустическое тестирование 42 медицинских работников 20-65 лет, обучавшихся работе в новой для них области (информатика). Были выделены три возрастные группы: 20-35 лет, 36-50 лет и 51-65 лет. Акустический тест представлял собой однократно предъявляемую через головные телефоны последовательность 12 целевых терминов из области информатики с последующим предъявлением в случайной последовательности 12 целевых и 12 маскирующих терминов. Задачей испытуемого являлось распознавание целевых терминов. Результаты пошагового линейного регрессионного анализа выявили связь эффективности усвоения нового учебного материала с характеристиками слуховой оперативной памяти, роль которых в успешности обучения увеличивалась с возрастом. Поскольку у испытуемых после 35 лет было обнаружено снижение эффективности запоминания, высказано предположение, что одной из основных причин ухудшения способности к обучению новому материалу являются возрастные изменения характеристик оперативной слуховой памяти
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.51.02
Рубрики: ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
ОБУЧЕНИЕ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

РАСПОЗНАВАНИЕ АКУСТИЧЕСКИХ СТИМУЛОВ

ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛУХОВОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ


Доп.точки доступа:
Дмитриева, Е.С.; Гельман, В.Я.; Зайцева, К.А.; Ланько, С.В.


 1-20    21-33 
 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)