Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ<.>)
Общее количество найденных документов : 15
Показаны документы с 1 по 15
1.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 02.11-04П1.25К

    Клименченко, О. Н.

    Когнитивные и личностные детерминанты успешности мыслительной деятельности (на примере решения малых творческих задач) [Текст] / О. Н. Клименченко. - М. : Ин-т психол. РАН, 2001. - 21 с. : ил.
Аннотация: Автором показано, что успешность мыслительного процесса определяется взаимодействием внутренних (когнитивных и личностных) и внешних (ситуационных) факторов. В различных ситуациях на первый план выходят различные внутренние факторы, что позволяет говорить о гетерархической детерминации мыслительных процессов. Когнитивные детерминанты успешности мыслительного процесса (коэффициент интеллекта, креативность, визуальный тип смещения репрезентативной системы, тип вариантов решения задачи, предлагаемых испытуемым на первом этапе) наиболее значимы на первых этапах решения малой творческой задачи, в фазе формально-логического поиска. Данная фаза характеризуется общим нейтральным эмоциональным фоном. Когнитивные детерминанты теряют свою значимость по мере смены фаз: от интуитивного поиска решения до вербализации и формализации интуитивно найденного решения. Коэффициент интеллекта объясняет не более 8% дисперсии успешности решения малой творческой задачи, что заставляет усомниться в его эффективности как предиктора успеха реальной творческой деятельности. Личностные детерминанты успешности мыслительного процесса (волевая организация, мотивация достижения/избегания, тип рефлексии) наиболее значимы в фазе интуитивного поиска решения и фазе вербализации и формализации интуитивно найденного решения, а также при переживании неудачи в мыслительной деятельности
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Свободных экз. нет

2.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 04.05-04П1.129Д

    Макаренко, О. В.

    Динамика когнитивного стиля "ригидность-флексибильность" через решение творческих задач учащимися (семиклассниками) (на материале задач естественнонаучного цикла) [Текст] : автореф. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук / О. В. Макаренко ; Томск. гос. ун-т, Томск. - Томск, 2003. - 17 с. : ил.
Аннотация: Изучено влияние когнитивного стиля "ригидность-флексибильность" на стратегии, выбираемые учащимися в процессе решения творческих задач естественнонаучного цикла, вследствие чего обнаружен признак, как "разрешение-неразрешение себе" решать эти задачи, тем самым показана роль флексибильности (личностный уровень) в когнитивном процессе. Проведена классификация групп стратегий, к-рые избираются семиклассниками в процессе решения творческих задач. Обнаружены достоверные связи между группами стратегий, избираемые учащимися в процессе решения задач творческого поиска с показателями установочной ригидности и коэффициентом интеллекта. Предложена программа развивающего эксперимента, основанная на решении творческих задач на уроке как средство развития и реализации, имеющихся у ученика ресурсов личностного и познавательного уровней
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.31.21
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ "РИГИДНОСТЬ-ФЛЕКСИБИЛЬНОСТЬ"

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

УЧЕНИКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

КОГНИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА

ЛИЧНОСТНЫЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Доп.точки доступа:
Томск. гос. ун-т, Томск
Свободных экз. нет

3.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 14.09-04П1.311

    Родионов, А. Р.

    Психофизиологические механизмы различных стратегий решения творческих задач актерами и неактерами [Текст] / А. Р. Родионов, М. Г. Старченко // В мире науч. открытий. - 2013. - N 7. - С. 58-85. - 25 . - ISSN 2072-0831
Аннотация: Регистрацию ЭЭГ проводили в группах студентов актеров и неактеров при выполнении ими тестов, ориентированных на использование равномерной (РС) и импульсной стратегий (ИС). Для реализации РС (отсроченная подготовка решения), предлагали задания по составлению рассказов на основе репродукций живописи. Для реализации ИС (быстрое решение задачи), давали задания на создание ассоциативных цепочек из заданных пар слов. Полученные данные ЭЭГ у актеров и неактеров очень схожи по своему знаку, полушарной асимметрии и топографическим характеристикам в нескольких частотных диапазонах. Для РС выявлены большие значения мощности и их симметричное и, в ряде случаев, правополушарное распределение, а для ИС - меньшие значения мощности и их левополушариое распределение. Выделены зоны, включенные в обеспечение творческой деятельности у обеих групп вне зависимости от используемой когнитивной стратегии: центральная теменная и правая теменная зоны в альфа-диапазоне, левая передняя височная зона в альфа2 диапазоне, левая задняя височная зона в бета2 диапазоне. Подтверждены гипотезы о ключевой роли воображения в реализации РС, а также врожденного происхождения ряда звеньев психофизиологических механизмов, обеспечивающих выполнение творческих задач.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.17
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ

СПЕКТРАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ

АКТЕРЫ


Доп.точки доступа:
Старченко, М.Г.


4.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.05-04М3.653

    Parrott, C. A.

    Visual imagery training: Stimulating utilization of imaginal processes [Text] / C. A. Parrott // J. Ment. Imagery. - 1986. - Vol. 10, N 1. - P47-64 . - ISSN 0364-5541
Перевод заглавия: Тренировка зрительных представлений: стимуляция использования образных процессов
Аннотация: Студенты, специализирующиеся по тех. механике, упражнялись в течение 2 мес (1 час в неделю) по программам развития образных процессов или творческого мышления (контроль). До и после тренировки (Т) они выполняли тесты на яркость, контролируемость и произвольность зрит. образов, а также диагностировали свой когнитивный стиль по латеральным сопряженным движениям глаз в ответах на вербально и пространственно ориентированные вопросы. Проводили оценку влияния исходного уровня образного развития и типа Т на выполнение творческой и учебных профессиональных задач. Специализированная Т образных процессов усиливала прогностические возможности диагностич. тестов, способствовала более широкому вовлечению представлений в процесс решения задач и активировала работу правого полушария. Широкое использование образов (самоотчеты и наблюдения экспертов) приводило к более высоким рез-там при решении не только творческой, но и учебных задач. Канада, Downsview Rehabilitation Centre, Downsview, Ontario, M3L 1G8. Библ. 38.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.31
Рубрики: ОБУЧЕНИЕ
ТРЕНИРОВКА

ОБРАЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ЧЕЛОВЕК



5.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.11-04М3.940

    Калошина, И. П.

    Обучение постановке творческих задач на внедрение фундаментальных знаний в новые прикладные решения применительно к педагогике и народному хозяйству [Текст] / И. П. Калошина, З. А. Ломако, С. С. Самохина // Психол. пробл. формир. спец. в ВУЗЕ. - Саранск, 1989. - С. 109-118
Аннотация: Выдвинута гипотеза о том, что прежде чем обучать учащихся самостоятельной постановке творческих задач на внедрение фундаментальных знаний в разработку новых прикладных решений, необходимо научить их решать готовые творческие задачи такого рода. Исходя из этой гипотезы, определены действия, к-рые нужно формировать у учащихся, а также приемы их формирования. Описаны требования к инвариантной гр. задач для формирования приемов этих действий, конкретный состав и содержание таких задач. Библ. 10.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.31
Рубрики: ОБУЧЕНИЕ
СТУДЕНТЫ

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

ПРИКЛАДНЫЕ РЕШЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ДЕЙСТВИЯ

ПРИЕМЫ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Ломако, З.А.; Самохина, С.С.


6.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.04-04П1.52

    Семенов, И. Н.

    Развитие теоретико-экспериментальных исследований рефлексивной организации мышления [Текст] / И. Н. Семенов // Рефлексия в науке и обуч. - Новосибирск, 1989. - С. 20-31
Аннотация: Анализируются теоретико-эксперим. исследования феномена рефлексии (Р). Один из подходов, реализованный в работах П. Я. Гальперина, М. Г. Ярошевского, О. К. Тихомирова, рассматривает Р как важный структурный элемент мышления, обеспечивающий единство и взаимодействие его интеллектуальных и личностных детерминант. Этот подход вырос из необходимости решения трех практич. задач: 1) формирования приемов решения творческих задач, 2) оптимизации оперативного мышления, 3) управления коллективным творческим поиском. Для решения этих задач необходимо выработать систему психолого-пед. воздействий, активизирующих личностные усилия и интеллектуальные резервы субъекта мыслительного поиска. Библ. 9.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ЧЕЛОВЕК



7.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.08-04П1.135

    Семенов, И. Н.

    Проблемы и принципы построения метода содержательно-смыслового анализа мышления, рефлексии и общения (на материале коллективного и индивидуального решения творческих задач) [Текст] / И. Н. Семенов // Методы исслед. мышления и общения в произв. деят-сти. - Ярославль, 1989. - С. 40-54
Аннотация: Изучение организации мышления в обобщении проводилось путем: 1) построения системной стратегии исследования; 2) схематизации известных исследований продуктивного мышления; 3) построения концептуальных моделей, имитирующих развитие исследований и отображающих механизмы коммуникативно-личностной обусловленности и рефлексивной регуляции мышления; 4) разработки методич. процедур содержательно-смыслового анализа; 5) эксперим. исследования организации, нарушений, дезорганизации и оптимизации мышления у школьников, студентов и профессионалов при индив. и коллективном решении задач; 6) разработки приемов активизации решения творческих задач; 7) построения процедур критериально-ориентированной диагностики с использованием ЭВМ. Библ. 19.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ОБЩЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

ЧЕЛОВЕК



8.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.12-04П1.82

    Густяков, Н. А.

    О методике одновременного изучения динамики интеллектуальной и эмоциональной напряженности в процессе решения малых творческих задач [Текст] / Н. А. Густяков, Н. В. Ярош // Вестн. Харьк. ун-та. - 1990. - Т. 344. - С. 49-52 . - ISSN 0453-8048
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НАГРУЗКА

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Ярош, Н.В.


9.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.12-04П1.83

    Густяков, Н. А.

    Экспериментальное исследование динамики смысловой системы в процессе решения малых творческих задач методом семантического дифференциала [Текст] / Н. А. Густяков, А. А. Ефименко // Вестн. Харьк. ун-та. - 1990. - Т. 344. - С. 43-48 . - ISSN 0453-8048
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

СМЫСЛЫ

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Ефименко, А.А.


10.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.04-04П1.81К

    Семенов, И. Н.

    Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач [Текст] / И. Н. Семенов. - М. : НИИОПП СПН СССР, 1990. - 215 с. : ил.
Аннотация: В монографии представлены рез-ты теор. и эксперим. исследования регулирующей функции рефлексивного компонента уровневой структуры продуктивного мышления в процессе решения творческих задач. Описываются процедуры категориально-нормативного анализа творческих задач и содержательно-смыслового анализа процесса их решения. Характеризуются механизмы рефлексивноличностной регуляции предметно-операционного осуществления мыслительного процесса. Рассматриваются пути изучения психологической специфики рефлексии как системообразующего фактора творчества.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

РЕФЛЕКСИЯ

ОБЗОРЫ

ЧЕЛОВЕК

Свободных экз. нет

11.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.05-04П1.381

    Duchon, Dennis.

    Is it possible to manage creativity with goal setting [Text] / Dennis Duchon // J. Hum. Behav. and Learn. - 1989. - Vol. 6, N 1. - P50-61
Перевод заглавия: Возможно ли влиять на креативность через целеполагание?
Аннотация: 340 испытуемых выполняли творческие задания при постановке общей либо конкретной цели, а также при варьировании трудности цели (легкая-средняя-трудная). У испытуемых измерялся уровень выраженности креативности как личностной черты. Предполагалось, что: а) степень креативности выполнения заданий будет позитивно связана с трудностью цели; б) для конкретной цели она будет выше, чем для общей; в) варьирование цели в большей мере определяет уровень креативности выполнения задания, чем креативность как черта. Показано, что креативность выполнения заданий положительно коррелирует с трудностью цели и с общей целью. Кроме того, варьирование цели оказалось связанным с 1, а креативность как черта - с 2 показателями креативности выполнения задания. США, Univ. of Texas at San Antonio Division of Management and Marketing San Antonio. TX 78285. Библ. 25.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.53
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
КРЕАТИВНОСТЬ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

ЧЕЛОВЕК



12.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.05-04П1.121

    Сидорова, Е. Н.

    О полилогичности продуктивного мышления [Текст] / Е. Н. Сидорова // 1 Междунар. науч. лом. чтения, [Москва], 17-20 дек., 1991. - М., 1991. - С. 126- 128 . - ISBN 5-201-02169-7
Аннотация: Экспериментально получены новые данные о взаимодействии в процессе решения творческих задач различных типов моделирования проблемной ситуации, а также логик функционирования когнитивных моделей. Использовалась авторская методика диалогич. решения зашифрованных задач на соображение. В этих задачах известны только нек-рые противоречивые х-ки объектов и поставлена цель объяснить тот или иной факт или найти способ практич. действия. Испытуемые (младшие школьники, подростки и старшеклассники) осуществляли поиск всей необходимой им информации в форме вопросов, на к-рые экспериментатор отвечал "да" или "нет". Выделены 3 основных типа моделирования проблемной ситуации: предметный, ситуационный и целевой. Высказывается мысль о том, что взаимодействие логик является одним из основных механизмов творчества.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ

ЛОГИКИ

ЧЕЛОВЕК



13.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 94.09-04П1.048

    Спиридонов, В. Ф.

    Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи [Текст] / В. Ф. Спиридонов // Вестн. МГУ. Сер. 14. - 1994. - N 2. - С. 13-25 . - ISSN 0137-0936
Аннотация: На основании рез-тов эксперимента, в к-ром группам школьников и студентов предлагали загадки-ситуации и дункеровские задачи, сделаны выводы о том, что одно из основных направлений развития продуктивного мышления в онтогенезе заключается не в появлении новых мыслительных механизмов, а в становлении особых культурно-детерминированных психол. средств, позволяющих усиливать уже существующие структуры. Развитое продуктивное мышление имеет двухслойную структуру и включает в себя натуральную и культурную компоненты. Натуральное мышление основано на процессах понимания; эвристическое (культурное творческое) с помощью специальных средств увеличивает его эффективность. Становление эвристич. мышления в онтогенезе происходит посредством усвоения субъектом культурного опыта творческой мысли - набора эвристик, т. е. независимых от материала мыслительных средств, призванных облегчить достижение понимания проблемной ситуации субъектом и не имеющих функции решения. Формирование натуральных творческих процессов подчиняется закономерностям созревания. Библ. 25.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ЭВРИСТИКИ

ЧЕЛОВЕК



14.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 94.10-04П1.051

    Семенов, И. Н.

    Исследование рефлексивной организации творческого мышления в ситуации выбора методом категориально-нормативного анализа [Текст] / И. Н. Семенов, Е. М. Гассель ; Бийск. гос. пед. ин-т // Соврем. пробл. психол. мышления. - Бийск, 1994. - С. 65-76 . - ISBN 5-85127-035-7
Аннотация: Проведено пять серий опытов. Материалом для изучения организации дискурсивного мышления в его содержательной сфере явилось решение творческой задачи "Гривенники": "Что дороже: один килограмм гривенников или полкилограма двугривенных?" Создание естественных условий для функционирования рефлексии путем смещения осознания и осмысления в сторону предметных или операциональных оснований мышления способствует реализации испытуемым наибольшего количества нормативно возможных подходов к задаче. Создание "жестких" условий для рефлексии в ситуации принятия решения способствует симультанной рефлексии. Но рефлексия в этих условиях минимальна. В то же время нормативной особенностью творческих задач является то, что некоторые предметно-операциональные элементы их решения трудны для осознания и осмысления. Поэтому минимальная рефлексия в ситуации принятия решения не повышает продуктивность решения творческих задач. В результате проведения описанного эксперимента можно говорить о наличии в содержательной сфере мышления операционального и предметного компонентов. Косвенное воздействие на них через создание определенных условий для рефлексии в решении творческих задач обусловливает различную организацию мышления в его содержательной сфере и определяет его продуктивность.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

РЕФЛЕКСИЯ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Гассель, Е.М.


15.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 15.11-04П1.15

    Никифорова, О. С.

    Продукция юмора как форма юмористической фасилитации решения инсайтных задач [Текст] / О. С. Никифорова, С. Ю. Коровкин // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. - М., 2015. - С. 329-333. - 4 . - ISBN 978-5-4465-0705-4
Аннотация: Изучено фасилитирующее воздействие продукции юмора на решение инсайтных задач. Описан эксперимент, направленный на выявление возможных когнитивных механизмов фасилитации решения творческих задач. Получены данные, подтверждающие наличие феномена юмористической фасилитации решения творческих задач. Продемонстрировано наличие эффекта фасилитации решения только инсайтных задач с помощью предварительной продукции юмора. Такого эффекта при решении неинсайтных задач не обнаружено. Обнаружено, что для повышения эффективности решения творческих задач расслабления недостаточно. Россия, ЯГУ им. П.Г. Демидова, Ярославль, e-mail: weis1993@mail.ru
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.19
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ИНСАЙТ

ФАСИЛИТАЦИЯ

ПРОДУКЦИЯ ЮМОРА


Доп.точки доступа:
Коровкин, С.Ю.


 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)