Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=ПЛАНИРУЮЩИЙ<.>)
Общее количество найденных документов : 40
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-40  
1.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI49) 98.04-04М1.259

    Meyers, Ron A.

    Anatomy and histochemistry of spread-wing posture in birds [Text]. 2. Gliding flight in the California gull, Larus californicus: A paradox of fast fibers and posture / Ron A. Meyers, Edward Mathias // J. Morphol. - 1997. - Vol. 233, N 3. - P237-247 . - ISSN 0362-2525
Перевод заглавия: Анатомия и гистохимия позы с распростертыми крыльями у птиц. 2. Планирующий полет калифорнийской чайки, Larus californicus: парадокс быстрых волокон и позы
Аннотация: Планирующий полет предполагает распростертое положение крыльев и соотв. изометрический режим работы мускулатуры, ответственной за поддержание этой позы. В изометрическом режиме энергетически оптимально использование медленных мышечных волокон (ММВ) фазического типа. Именно ММВ слагают глубокий слой грудной мышцы таких специализированных парителей, как американские грифы и пеликаны. Относительно чайковых в литературе приводятся противоречивые сведения (подробные - лишь по серебристой чайке). Исследованы пробы из важнейших мышц передней конечности 4 калифорнийских чаек (КЧ). Срезы толщиной 10-12 мкм получены на замораживающем микротоме. Их дифференциальная окраска по Хикиде позволила идентифицировать типы волокон (для контроля использовали срезы грудной мышцы голубя). Гистохимические рез-ты проверяли реакциями с применением антител на быстрый и медленный миозин. Заметные кол-ва ММВ обнаружены только в m. extensor metacarpi radialis (p. dorsalis - в ср. 28,7%, p. ventralis - 5,8%) и в m. coracobrochialis cranialis (8,1%). В mm. coracobrachialis caudalis, biceps и triceps brachii, а также в надключичной и грудной мышцах ММВ практически отсутствуют. Не заметно в грудной мышце КЧ и обособления глубокого слоя. Т. обр., у КЧ поза с распростертыми крыльями в значительной мере поддерживается за счет деятельности быстрых мышечных волокон. Объяснение этого парадокса может заключаться как в свойствах указанных волокон (высокая оксидативная способность, экономичность, слабая утомляемость), так и в каких-то специфических особенностях планирующего полета чайковых. США, Dep. of Zool., Weber State Univ., Ogden, Utah 84408-2505. Ил. 5. Табл. 2. Библ. 49
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.41.15.13.09
Рубрики: ПТИЦЫ
ЛОКОМОЦИЯ

ПОЛЕТ ПТИЦ

ПОЗА С РАСПРОСТЕРТЫМИ КРЫЛЬЯМИ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

ЧАЙКИ

LARUS CALIFORNICUS (AVES)

МЫШЦЫ

КРЫЛЬЯ

МЫШЕЧНЫЕ ВОЛОКНА

БЫСТРЫЕ И МЕДЛЕННЫЕ

АНАТОМИЯ

ГИСТОХИМИЯ


Доп.точки доступа:
Mathias, Edward


2.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI46) 98.05-04И6.15

    Meyers, Ron A.

    Anatomy and histochemistry of spread-wing posture in birds [Text]. 2. Gliding flight in the California gull, Larus californicus: A paradox of fast fibers and posture / Ron A. Meyers, Edward Mathias // J. Morphol. - 1997. - Vol. 233, N 3. - P237-247 . - ISSN 0362-2525
Перевод заглавия: Анатомия и гистохимия позы с распростертыми крыльями у птиц. 2. Планирующий полет калифорнийской чайки, Larus californicus: парадокс быстрых волокон и позы
Аннотация: Планирующий полет предполагает распростертое положение крыльев и соотв. изометрический режим работы мускулатуры, ответственной за поддержание этой позы. В изометрическом режиме энергетически оптимально использование медленных мышечных волокон (ММВ) фазического типа. Именно ММВ слагают глубокий слой грудной мышцы таких специализированных парителей, как американские грифы и пеликаны. Относительно чайковых в литературе приводятся противоречивые сведения (подробные - лишь по серебристой чайке). Исследованы пробы из важнейших мышц передней конечности 4 калифорнийских чаек (КЧ). Срезы толщиной 10-12 мкм получены на замораживающем микротоме. Их дифференциальная окраска по Хикиде позволила идентифицировать типы волокон (для контроля использовали срезы грудной мышцы голубя). Гистохимические рез-ты проверяли реакциями с применением антител на быстрый и медленный миозин. Заметные кол-ва ММВ обнаружены только в m. extensor metacarpi radialis (p. dorsalis - в ср. 28,7%, p. ventralis - 5,8%) и в m. coracobrochialis cranialis (8,1%). В mm. coracobrachialis caudalis, biceps и triceps brachii, а также в надключичной и грудной мышцах ММВ практически отсутствуют. Не заметно в грудной мышце КЧ и обособления глубокого слоя. Т. обр., у КЧ поза с распростертыми крыльями в значительной мере поддерживается за счет деятельности быстрых мышечных волокон. Объяснение этого парадокса может заключаться как в свойствах указанных волокон (высокая оксидативная способность, экономичность, слабая утомляемость), так и в каких-то специфических особенностях планирующего полета чайковых. США, Dep. of Zool., Weber State Univ., Ogden, Utah 84408-2505. Ил. 5. Табл. 2. Библ. 49
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.19.15.21
Рубрики: ПТИЦЫ
ЛОКОМОЦИЯ

ПОЛЕТ ПТИЦ

ПОЗА С РАСПРОСТЕРТЫМИ КРЫЛЬЯМИ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

ЧАЙКИ

LARUS CALIFORNICUS (AVES)

МЫШЦЫ

КРЫЛЬЯ

МЫШЕЧНЫЕ ВОЛОКНА

БЫСТРЫЕ И МЕДЛЕННЫЕ

АНАТОМИЯ

ГИСТОХИМИЯ


Доп.точки доступа:
Mathias, Edward


3.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI51) 98.08-04И5.23

    McCay, M. G.

    Aerodynamic stability and maneuverability of gliding frogs [Text] : abstr. Annu. Meet. Soc. Intergr. and Compar. Biol., [Chicago, III.], 1996 / M. G. McCay // Amer. Zool. - 1996. - Vol. 36, N 5. - P8 . - ISSN 0003-1569
Перевод заглавия: Аэродинамическая стабильность и маневренность планирующих лягушек
Аннотация: С помощью видеосъемки исследовали способность веслоногих лягушек Rhacophorus leucomystax поддерживать стабильность планирующего полета и его маневренность. Показано наличие стереотипных поз, используемых лягушками при разных условиях планирования и способствующих стабилизации полета. Более стабильно положение тела лягушки по отношению к продольной оси, тогда как с помощью изменения поз лягушки могут изменять направление полета относительно поперечной и вертикальной осей
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.17.15.15.21
Рубрики: ВЕСЛОНОГИЕ ЛЯГУШКИ
ЛОКОМОЦИЯ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

АЭРОДИНАМИКА

МАНЕВРЕННОСТЬ



4.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI46) 99.01-04И6.29

    Tucker, Vance A.

    Gliding flight: Speed and acceleration of ideal falcons during diving and pull out [Text] / Vance A. Tucker // J. Exp. Biol. - 1998. - Vol. 201, N 3. - P403-414 . - ISSN 0022-0949
Перевод заглавия: Планирующий полет: скорость и ускорение идеального сокола при пикировании и выходе из него
Аннотация: Под идеальным соколом (ИС) подразумевается теоретическая модель, обладающая усредненными морфологическими и динамическими х-ками, обобщающими сделанные на реальных соколах (род Falco) фактические измерения. Среди последних практически отсутствуют надежные инструментальные определения скоростей и ускорений, развиваемых соколами при свойственной им особой форме планирующего полета - пикировании (П) на намеченную жертву (важный элемент охотничьего репертуара соколов, крайне трудно поддающийся количественному исследованию в полевых условиях). Использование данных по ИС позволяет рассчитать макс. значения скоростей и ускорений, в принципе достижимых для ИС в режиме П. Расчеты вели с применением стандартных алгоритмов авиационной теории, но с учетом дополнительных усложнений, вызванных биологической спецификой объекта (в частности, возможность широкого изменения величин лобового сопротивления и угла планирования). Хотя ИС теоретически легко может развивать скорость П порядка 100 м/с и выше, для реальных соколов эта величина может быть неприемлемо велика, т. к. требует слишком больших времени и начальной высоты для ее достижения, уменьшает возможность маневра при сближении с жертвой и опасно увеличивает силу удара при ее схватывании. На выходе ИС из П отрицательное ускорение достигает величины 1,5 g при скорости П 41 м/с и угле П 45'ГРАДУС'. Рассмотрена зависимость аэродинамических х-к ИС от изменений массы, размаха крыльев, угла и длительности П. Проведено сравнение полученных рез-тов с немногочисленными полевыми измерениями П реальных соколов и предшествующими теоретическими моделями феномена их П. США, Dep. of Zool., Duke Univ., Durham, NC 27708. Ил. 14. Табл. 3. Библ. 31
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.19.15.21
Рубрики: СОКОЛЫ
FALCO (AVES)

ПОЛЕТ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

ПИКИРОВАНИЕ И ВЫХОД ИЗ НЕГО

СКОРОСТЬ И УСКОРЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ



5.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI38) 99.06-04А3.250

    Tucker, Vance A.

    Gliding flight: Speed and acceleration of ideal falcons during diving and pull out [Text] / Vance A. Tucker // J. Exp. Biol. - 1998. - Vol. 201, N 3. - P403-414 . - ISSN 0022-0949
Перевод заглавия: Планирующий полет: скорость и ускорение идеального сокола при пикировании и выходе из него
Аннотация: Под идеальным соколом (ИС) подразумевается теоретическая модель, обладающая усредненными морфологическими и динамическими х-ками, обобщающими сделанные на реальных соколах (род Falco) фактические измерения. Среди последних практически отсутствуют надежные инструментальные определения скоростей и ускорений, развиваемых соколами при свойственной им особой форме планирующего полета - пикировании (П) на намеченную жертву (важный элемент охотничьего репертуара соколов, крайне трудно поддающийся количественному исследованию в полевых условиях). Использование данных по ИС позволяет рассчитать макс. значения скоростей и ускорений, в принципе достижимых для ИС в режиме П. Расчеты вели с применением стандартных алгоритмов авиационной теории, но с учетом дополнительных усложнений, вызванных биологической спецификой объекта (в частности, возможность широкого изменения величин лобового сопротивления и угла планирования). Хотя ИС теоретически легко может развивать скорость П порядка 100 м/с и выше, для реальных соколов эта величина может быть неприемлемо велика, т. к. требует слишком больших времени и начальной высоты для ее достижения, уменьшает возможность маневра при сближении с жертвой и опасно увеличивает силу удара при ее схватывании. На выходе ИС из П отрицательное ускорение достигает величины 1,5 g при скорости П 41 м/с и угле П 45'ГРАДУС'. Рассмотрена зависимость аэродинамических х-к ИС от изменений массы, размаха крыльев, угла и длительности П. Проведено сравнение полученных рез-тов с немногочисленными полевыми измерениями П реальных соколов и предшествующими теоретическими моделями феномена их П. США, Dep. of Zool., Duke Univ., Durham, NC 27708. Ил. 14. Табл. 3. Библ. 31
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.53.37.09
Рубрики: СОКОЛЫ
FALCO (AVES)

ПОЛЕТ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

ПИКИРОВАНИЕ И ВЫХОД ИЗ НЕГО

СКОРОСТЬ И УСКОРЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ



6.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI46) 01.07-04И6.25

   

    Flight performance during hunting excursions in Eleonora's falcon Falco eleonorae [Text] / Anders Hedenstrom [et al.] // J. Exp. Biol. - 1999. - Vol. 202, N 15. - P2029-2039 . - ISSN 0022-0949
Перевод заглавия: Летные характеристики чеглока Элеоноры во время охотничьих вылетов
Аннотация: Летные х-ки чеглока Элеоноры (ЧЭ; Falco eleonorae), период размножения к-рого совпадает с пиком осеннего пролета мелких воробьиных в Средиземноморье, изучали в сентябре 1997 г. в колонии ЧЭ у ю.-з. побережья Сардинии (Италия). Маршруты вылетающих на охоту ЧЭ регистрировали с интервалом 15 с оптическим дальномером-теодолитом, одновременно вели видеосъемки и на этой основе рассчитывали воздушные скорости летящих ЧЭ, их скорости относительно земных ориентиров и величины скороподъемности при активном полете и парении в восходящих воздушных потоках. Воздушные скорости ЧЭ сильно зависят от состояния атмосферы: они возрастают при встречных ветрах во время вылетов ЧЭ в море и резко снижаются при парении в потоках обтекания. В то же время компенсации сноса при боковых ветрах у ЧЭ не отмечено. При активном наборе высоты вертикальная скорость составляет в ср. 1,4 м/с, а частота взмахов 4,68 Гц. При наборе высоты в восходящих потоках ЧЭ обычно используют смешанную стратегию, чередуя планирующий полет с активными взмахами; ср. величина скороподъемности оказалась при этом порядка 1,2 м/с. Швеция, Dep. of Animal Ecology, Lund Univ., Ecology Building, S-223 62 Lund. Ил. 5. Табл. 2. Библ. 55
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.19.15.21
Рубрики: СОКОЛЫ
FALCO ELEONORAE (AVES)

ПОЛЕТ

ОХОТНИЧЬИ ВЫЛЕТЫ

СКОРОСТЬ ПОЛЕТА

НАБОР ВЫСОТЫ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

ВИДЕОСЪЕМКИ

САРДИНИЯ


Доп.точки доступа:
Hedenstrom, Anders; Rosen, Mikael; Akesson, Susanne; Spina, Fernando


7.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI38) 01.08-04А3.223

   

    Flight performance during hunting excursions in Eleonora's falcon Falco eleonorae [Text] / Anders Hedenstrom [et al.] // J. Exp. Biol. - 1999. - Vol. 202, N 15. - P2029-2039 . - ISSN 0022-0949
Перевод заглавия: Летные характеристики чеглока Элеоноры во время охотничьих вылетов
Аннотация: Летные х-ки чеглока Элеоноры (ЧЭ; Falco eleonorae), период размножения к-рого совпадает с пиком осеннего пролета мелких воробьиных в Средиземноморье, изучали в сентябре 1997 г. в колонии ЧЭ у ю.-з. побережья Сардинии (Италия). Маршруты вылетающих на охоту ЧЭ регистрировали с интервалом 15 с оптическим дальномером-теодолитом, одновременно вели видеосъемки и на этой основе рассчитывали воздушные скорости летящих ЧЭ, их скорости относительно земных ориентиров и величины скороподъемности при активном полете и парении в восходящих воздушных потоках. Воздушные скорости ЧЭ сильно зависят от состояния атмосферы: они возрастают при встречных ветрах во время вылетов ЧЭ в море и резко снижаются при парении в потоках обтекания. В то же время компенсации сноса при боковых ветрах у ЧЭ не отмечено. При активном наборе высоты вертикальная скорость составляет в ср. 1,4 м/с, а частота взмахов 4,68 Гц. При наборе высоты в восходящих потоках ЧЭ обычно используют смешанную стратегию, чередуя планирующий полет с активными взмахами; ср. величина скороподъемности оказалась при этом порядка 1,2 м/с. Швеция, Dep. of Animal Ecology, Lund Univ., Ecology Building, S-223 62 Lund. Ил. 5. Табл. 2. Библ. 55
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.53.37.09
Рубрики: СОКОЛЫ
FALCO ELEONORAE (AVES)

ПОЛЕТ

ОХОТНИЧЬИ ВЫЛЕТЫ

СКОРОСТЬ ПОЛЕТА

НАБОР ВЫСОТЫ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

ВИДЕОСЪЕМКИ

САРДИНИЯ


Доп.точки доступа:
Hedenstrom, Anders; Rosen, Mikael; Akesson, Susanne; Spina, Fernando


8.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI45) 03.02-04И5.2

    Thomas, Adrian L. R.

    Animal flight dynamics [Text]. I. Stability in gliding flight / Adrian L. R. Thomas, Graham K. Taylor // J. Theor. Biol. - 2001. - Vol. 212, N 3. - P399-424 . - ISSN 0022-5193
Перевод заглавия: Динамика полета животных. Устойчивость планирующего полета
Аннотация: Исследовали механизмы стабилизации планирующего полета рыб, рептилий, птиц, в сравнении с летательными аппаратами, созданными человеком. На основании разработки ур-ний момента продольного крена и обсуждения потенциальных источников вращения и отклонения от точки равновесия, дано обоснование нескольких механизмов поддержания статической устойчивости у планирующих животных. Установлено, что планирующие животные сильно отличаются от самолетов по механизму поддержания устойчивости. В частности, животные гораздо чаще используют расположение центра тяжести ниже уровня крыльев. Также у животных часто устойчивость основана на пикировании. Одним из непредвиденных последствий таких различий животных и самолетов стало то, что определение статического запаса прочности у летающих животных возможно только, если точно установлен равновесный угол атаки. Установлены главные особенности устойчиво летающих животных. 1. Крылья тянутся вперед при медленном полете. 2. Крылья скручиваются на кончиках вниз при отведении крыла и вверх - при занесении. 3. Дополнительные несущие плоскости (закрылки, хвост) задирают тело, если они расположены впереди крыла, и опускают, если расположены позади. У неустойчивых животных наблюдаются противоположные тенденции. Установлено, что летающие животные обладают естественной устойчивостью полета гораздо в большей степени, чем предполагалось. Это предположение окрепло после измерений относительного расположения центров тяжести и подъемной силы у птиц. Выяснили, что крылья сами по себе могут быть достаточны для обеспечения продольной статической устойчивости. Птицы больше напоминают самолет без хвостового оперения, чем с таковым. Великобритания, Oxford Univ., Dep. Zoology. Ил. 8. Библ. 108
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.15.15
Рубрики: ПОЛЕТ ЖИВОТНЫХ
ПТИЦЫ

ЛЕТАЮЩИЕ ЖИВОТНЫЕ

ДИНАМИКА ПОЛЕТА

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

УСТОЙЧИВОСТЬ


Доп.точки доступа:
Taylor, Graham K.


9.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI46) 03.02-04И6.1

    Thomas, Adrian L. R.

    Animal flight dynamics [Text]. I. Stability in gliding flight / Adrian L. R. Thomas, Graham K. Taylor // J. Theor. Biol. - 2001. - Vol. 212, N 3. - P399-424 . - ISSN 0022-5193
Перевод заглавия: Динамика полета животных. Устойчивость планирующего полета
Аннотация: Исследовали механизмы стабилизации планирующего полета рыб, рептилий, птиц, в сравнении с летательными аппаратами, созданными человеком. На основании разработки ур-ний момента продольного крена и обсуждения потенциальных источников вращения и отклонения от точки равновесия, дано обоснование нескольких механизмов поддержания статической устойчивости у планирующих животных. Установлено, что планирующие животные сильно отличаются от самолетов по механизму поддержания устойчивости. В частности, животные гораздо чаще используют расположение центра тяжести ниже уровня крыльев. Также у животных часто устойчивость основана на пикировании. Одним из непредвиденных последствий таких различий животных и самолетов стало то, что определение статического запаса прочности у летающих животных возможно только, если точно установлен равновесный угол атаки. Установлены главные особенности устойчиво летающих животных. 1. Крылья тянутся вперед при медленном полете. 2. Крылья скручиваются на кончиках вниз при отведении крыла и вверх - при занесении. 3. Дополнительные несущие плоскости (закрылки, хвост) задирают тело, если они расположены впереди крыла, и опускают, если расположены позади. У неустойчивых животных наблюдаются противоположные тенденции. Установлено, что летающие животные обладают естественной устойчивостью полета гораздо в большей степени, чем предполагалось. Это предположение окрепло после измерений относительного расположения центров тяжести и подъемной силы у птиц. Выяснили, что крылья сами по себе могут быть достаточны для обеспечения продольной статической устойчивости. Птицы больше напоминают самолет без хвостового оперения, чем с таковым. Великобритания, Oxford Univ., Dep. Zoology. Ил. 8. Библ. 108
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.15.15
Рубрики: ПОЛЕТ ЖИВОТНЫХ
ПТИЦЫ

ЛЕТАЮЩИЕ ЖИВОТНЫЕ

ДИНАМИКА ПОЛЕТА

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

УСТОЙЧИВОСТЬ


Доп.точки доступа:
Taylor, Graham K.


10.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI47) 03.02-04И7.84

    Zahler, Peter.

    The woolly flying squirrel and gliding: Does size matter? [Text] / Peter Zahler // Acta theriol. - 2001. - Vol. 46, N 4. - P429-435 . - ISSN 0001-7051
Перевод заглавия: Скальные летяги и планирование: имеет ли значение размер?
Аннотация: Обитающие в сев. Пакистане скальные летяги (СЛ; Eupetaurus cinereus), ср. вес к-рых составляет 1790 г (от 1420 г до 2100 г), самые крупные по размеру из беличьих и массивные из млекопитающих, способные к планирующему полету. Сравнение пропорций тела и морфометрических показателей СЛ с др. летягами свидетельствует, что этот вид, несмотря на крупные размеры, хорошо приспособлен к эффективным планирующим прыжкам в тех условиях, где он обитает. В эволюционном контексте обсуждается вопрос о значении возможного нападения на летяг хищников во время планирования. Анализ имеющихся данных показывает, что риск нападения пернатых хищников на животных во время планирования особенно велик в дневное время, но большинство летяг активны гл. обр. ночью. И хотя они иногда становятся жертвами сов, риск нападения со стороны хищников при прыжках вряд ли имеет большое эволюционное значение. США, Dep. of Nat. Res. Conservation, Univ. of Massachusetts Amherst, MA. Ил. 1. Табл. 1. Библ. 25
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.21.23.23.17.27
Рубрики: ЛЕТЯГИ
EUPETAURUS CINEREUS (MAMM.)

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

КРУПНЫЕ РАЗМЕРЫ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

ПРОПОРЦИИ ТЕЛА

МОРФОМЕТРИЯ

РИСК ХИЩНИЧЕСТВА



11.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI38) 03.04-04А3.182

    Thomas, Adrian L. R.

    Animal flight dynamics [Text]. I. Stability in gliding flight / Adrian L. R. Thomas, Graham K. Taylor // J. Theor. Biol. - 2001. - Vol. 212, N 3. - P399-424 . - ISSN 0022-5193
Перевод заглавия: Динамика полета животных. Устойчивость планирующего полета
Аннотация: Исследовали механизмы стабилизации планирующего полета рыб, рептилий, птиц, в сравнении с летательными аппаратами, созданными человеком. На основании разработки ур-ний момента продольного крена и обсуждения потенциальных источников вращения и отклонения от точки равновесия, дано обоснование нескольких механизмов поддержания статической устойчивости у планирующих животных. Установлено, что планирующие животные сильно отличаются от самолетов по механизму поддержания устойчивости. В частности, животные гораздо чаще используют расположение центра тяжести ниже уровня крыльев. Также у животных часто устойчивость основана на пикировании. Одним из непредвиденных последствий таких различий животных и самолетов стало то, что определение статического запаса прочности у летающих животных возможно только, если точно установлен равновесный угол атаки. Установлены главные особенности устойчиво летающих животных. 1. Крылья тянутся вперед при медленном полете. 2. Крылья скручиваются на кончиках вниз при отведении крыла и вверх - при занесении. 3. Дополнительные несущие плоскости (закрылки, хвост) задирают тело, если они расположены впереди крыла, и опускают, если расположены позади. У неустойчивых животных наблюдаются противоположные тенденции. Установлено, что летающие животные обладают естественной устойчивостью полета гораздо в большей степени, чем предполагалось. Это предположение окрепло после измерений относительного расположения центров тяжести и подъемной силы у птиц. Выяснили, что крылья сами по себе могут быть достаточны для обеспечения продольной статической устойчивости. Птицы больше напоминают самолет без хвостового оперения, чем с таковым. Великобритания, Oxford Univ., Dep. Zoology. Ил. 8. Библ. 108
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.53.37.09
Рубрики: ПОЛЕТ ЖИВОТНЫХ
ПТИЦЫ

ЛЕТАЮЩИЕ ЖИВОТНЫЕ

ДИНАМИКА ПОЛЕТА

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

УСТОЙЧИВОСТЬ


Доп.точки доступа:
Taylor, Graham K.


12.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI38) 03.05-04А3.135

    Tucker, Vance A.

    Gliding flight: Drag and torque of a hawk and a falcon with straight and turned heads, and a lower value for the parasite drag coefficient [Text] / Vance A. Tucker // J. Exp. Biol. - 2000. - Vol. 203, N 24. - P3733-3744 . - ISSN 0022-0949
Перевод заглавия: Планирующий полет: торможение и момент вращения у сокола и канюка при прямой и повернутой голове и снижение величины паразитического коэффициента торможения
Аннотация: Исследована аэродинамика атаки сапсана (С; Falco peregrinus) и краснохвостого канюка (КК; Buteo jamaicensis). Анатомические и поведенческие оценки показывают, что хищные птицы многих видов должны поворачивать свою голову на 40'ГРАДУС' в одну сторону, чтобы видеть добычу прямо перед собой в зоне макс. остроты зрения, однако поворачивание головы, вероятно, снижает скорость пикирования за счет повышения аэродинамического торможения. Исследование соотв. аэродинамических х-к проведены на бескрылых моделях тел С и КК с различными положениями головы. Модели были помещены в аэродинамическую трубу со скоростью ветра 11,7 м/с. При повернутой голове, торможение увеличивалось 50% и развивался вращающий момент, что вело к тенденции уклонения направления полета в сторону поворота головы. Взаимоотношения между такими показателями как торможение, угол поворота головы и вращение, позволяют объяснить как атакующая хищная птица может избегать парадокса поддерживания своей головы в положении "прямо" и лететь при этом вдоль спирали, придерживаясь линии макс. видимости добычи. Хотя путь по спирали длиннее прямого пути к намеченной жертве, повышение скорости атаки, теоретически, может компенсировать эту разницу в дистанции. США, Dep. of Biol., Duke Univ., Box 90338, Durham, NC 27708-0338; e-mail: vtucker@duke.edu. Ил. 10. Табл. 2. Библ. 22
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.53.37.09
Рубрики: ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ
FALCO PEREGRINUS (AVES)

BUTEO JAMAICENSIS (AVES)

ПОЛЕТ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

АЭРОДИНАМИКА АТАКИ НА ЖЕРТВУ

СКОРОСТЬ ПИКИРОВАНИЯ

ТОРМОЖЕНИЕ

ОСТРОТА ЗРЕНИЯ



13.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI46) 03.05-04И6.14

    Tucker, Vance A.

    Gliding flight: Drag and torque of a hawk and a falcon with straight and turned heads, and a lower value for the parasite drag coefficient [Text] / Vance A. Tucker // J. Exp. Biol. - 2000. - Vol. 203, N 24. - P3733-3744 . - ISSN 0022-0949
Перевод заглавия: Планирующий полет: торможение и момент вращения у сокола и канюка при прямой и повернутой голове и снижение величины паразитического коэффициента торможения
Аннотация: Исследована аэродинамика атаки сапсана (С; Falco peregrinus) и краснохвостого канюка (КК; Buteo jamaicensis). Анатомические и поведенческие оценки показывают, что хищные птицы многих видов должны поворачивать свою голову на 40'ГРАДУС' в одну сторону, чтобы видеть добычу прямо перед собой в зоне макс. остроты зрения, однако поворачивание головы, вероятно, снижает скорость пикирования за счет повышения аэродинамического торможения. Исследование соотв. аэродинамических х-к проведены на бескрылых моделях тел С и КК с различными положениями головы. Модели были помещены в аэродинамическую трубу со скоростью ветра 11,7 м/с. При повернутой голове, торможение увеличивалось 50% и развивался вращающий момент, что вело к тенденции уклонения направления полета в сторону поворота головы. Взаимоотношения между такими показателями как торможение, угол поворота головы и вращение, позволяют объяснить как атакующая хищная птица может избегать парадокса поддерживания своей головы в положении "прямо" и лететь при этом вдоль спирали, придерживаясь линии макс. видимости добычи. Хотя путь по спирали длиннее прямого пути к намеченной жертве, повышение скорости атаки, теоретически, может компенсировать эту разницу в дистанции. США, Dep. of Biol., Duke Univ., Box 90338, Durham, NC 27708-0338; e-mail: vtucker@duke.edu. Ил. 10. Табл. 2. Библ. 22
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.19.15.21
Рубрики: ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ
FALCO PEREGRINUS (AVES)

BUTEO JAMAICENSIS (AVES)

ПОЛЕТ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

АЭРОДИНАМИКА АТАКИ НА ЖЕРТВУ

СКОРОСТЬ ПИКИРОВАНИЯ

ТОРМОЖЕНИЕ

ОСТРОТА ЗРЕНИЯ



14.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI38) 03.08-04А3.128

    McCay, Michael G.

    Aerodynamic stability and maneuverability of the gliding frog Polypedates dennysi [Text] / Michael G. McCay // J. Exp. Biol. - 2001. - Vol. 204, N 16. - P2817-2826 . - ISSN 0022-0949
Перевод заглавия: Аэродинамическая стабильность и маневренность планирующей лягушки Polypedates dennysi
Аннотация: Приспособления к планирующему полету (ПЛП) возникли среди бесхвостых амфибий независимо у нек-рых видов древесных лягушек сем. Rhacophoridae и Hylidae. Лягушки используют ПЛП для быстрого спуска с ветвей деревьев и кустарников к водоемам при поисках брачных партнеров и при нападениях хищника. Исследовали ПЛП у Polypedates dennysi в наклонной аэродинамической трубе. Аэродинамические х-ки лягушек определяли с использованием физических моделей. Лягушки использовали при изменениях траектории ПЛП повороты тела вокруг продольной и дорзовентральной осей, проходящих через центр массы тела животного. P. dennysi обнаруживает низкую общую аэродинамическую стабильность: ПЛП слабо стабилен относительно продольной и поперечной осей и слегка нестабилен относительно дорзовентральной оси. Маневренность ПЛП лягушек составляет 'ЭКВИВ'1/3 от таковой полета сокола. США, Univ. of California - Berkeley, Dep. of Integrative Biology, Berkeley, CA 94720-3140. Библ. 27
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.53.37.02
Рубрики: ЛЯГУШКИ
POLYPEDATES DENNYSI (AMPH.)

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФИЗИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

ПОВОРОТЫ ТЕЛА



15.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI45) 03.08-04И5.13

    McCay, Michael G.

    Aerodynamic stability and maneuverability of the gliding frog Polypedates dennysi [Text] / Michael G. McCay // J. Exp. Biol. - 2001. - Vol. 204, N 16. - P2817-2826 . - ISSN 0022-0949
Перевод заглавия: Аэродинамическая стабильность и маневренность планирующей лягушки Polypedates dennysi
Аннотация: Приспособления к планирующему полету (ПЛП) возникли среди бесхвостых амфибий независимо у нек-рых видов древесных лягушек сем. Rhacophoridae и Hylidae. Лягушки используют ПЛП для быстрого спуска с ветвей деревьев и кустарников к водоемам при поисках брачных партнеров и при нападениях хищника. Исследовали ПЛП у Polypedates dennysi в наклонной аэродинамической трубе. Аэродинамические х-ки лягушек определяли с использованием физических моделей. Лягушки использовали при изменениях траектории ПЛП повороты тела вокруг продольной и дорзовентральной осей, проходящих через центр массы тела животного. P. dennysi обнаруживает низкую общую аэродинамическую стабильность: ПЛП слабо стабилен относительно продольной и поперечной осей и слегка нестабилен относительно дорзовентральной оси. Маневренность ПЛП лягушек составляет 'ЭКВИВ'1/3 от таковой полета сокола. США, Univ. of California - Berkeley, Dep. of Integrative Biology, Berkeley, CA 94720-3140. Библ. 27
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.17.15.15.21
Рубрики: ЛЯГУШКИ
POLYPEDATES DENNYSI (AMPH.)

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФИЗИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

ПОВОРОТЫ ТЕЛА



16.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI38) 03.10-04А3.151

    Thomson, Susan C.

    Soaring behaviour in the Samoan flying fox (Pteropus samoensis) [Text] / Susan C. Thomson, Anne P. Brooke, John R. Speakman // J. Zool. - 2002. - Vol. 256, N 1. - P55-62 . - ISSN 0952-8369
Перевод заглавия: Парящий полет самоанской летучей лисицы (Pteropus samoensis)
Аннотация: Рукокрылые редко парят, т. к. сил ночью у них не хватает для такого полета (П), связанного с использованием тепловых потоков. Дневные летучие лисицы (Pteropus samoensis) могут использовать тепловые потоки для парения, что дает им возможность уменьшить затраты энергии, т. к. планирующий П выгоднее активного машущего П. Однако, при меньшем выделении эндогенного тепла во время планирования (Пл) уменьшается тепловой стресс. Наблюдения паттернов Пл в 2-х местах Американского Самоа в марте и октябре 1995 г. подтверждают гипотезу сохранения энергии, а не избежания перегрева. Пл было обычным поведением при всех условиях и использовалось экстенсивно, когда условия не выражали угрозу перегрева. В марте летучие лисицы также адаптировали паттерны П на протяжении всего времени нахождения на солнце в области долин, где перегрев наибольший, возможно, увеличивая риск перегрева, но получая выгоды сохранения энергии. Моделирование ожидаемых потоков тепла при Пл и машущем П показало, что Пл уменьшает риск перегрева при П в тени облаков, вследствие экономии энергии из-за уменьшенного эндогенного производства тепла. Однако, при Пл в солнечном свете сохранение больше, чем возмещение увеличенным внешним теплом из-за большого времени нахождения поверхности крыла на солнце. Несмотря на низкую эндогенную стоимость энергии, Пл в солнечном свете термально не выгодно, и поведение летучих лисиц отражает этот факт. Великобритания, Dep. of Zool., Univ. of Aberdeen, Aberdeen, Scotland AB24 2TZ. Библ. 23
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.53.37.17
Рубрики: ЛЕТУЧИЕ ЛИСИЦЫ
PTEROPUS SAMOENSIS (MAMM.)

ПОЛЕТ

ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ

ПАРЯЩИЙ ПОЛЕТ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

МАШУЩИЙ ПОЛЕТ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


Доп.точки доступа:
Brooke, Anne P.; Speakman, John R.


17.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI47) 03.10-04И7.26

    Thomson, Susan C.

    Soaring behaviour in the Samoan flying fox (Pteropus samoensis) [Text] / Susan C. Thomson, Anne P. Brooke, John R. Speakman // J. Zool. - 2002. - Vol. 256, N 1. - P55-62 . - ISSN 0952-8369
Перевод заглавия: Парящий полет самоанской летучей лисицы (Pteropus samoensis)
Аннотация: Рукокрылые редко парят, т. к. сил ночью у них не хватает для такого полета (П), связанного с использованием тепловых потоков. Дневные летучие лисицы (Pteropus samoensis) могут использовать тепловые потоки для парения, что дает им возможность уменьшить затраты энергии, т. к. планирующий П выгоднее активного машущего П. Однако, при меньшем выделении эндогенного тепла во время планирования (Пл) уменьшается тепловой стресс. Наблюдения паттернов Пл в 2-х местах Американского Самоа в марте и октябре 1995 г. подтверждают гипотезу сохранения энергии, а не избежания перегрева. Пл было обычным поведением при всех условиях и использовалось экстенсивно, когда условия не выражали угрозу перегрева. В марте летучие лисицы также адаптировали паттерны П на протяжении всего времени нахождения на солнце в области долин, где перегрев наибольший, возможно, увеличивая риск перегрева, но получая выгоды сохранения энергии. Моделирование ожидаемых потоков тепла при Пл и машущем П показало, что Пл уменьшает риск перегрева при П в тени облаков, вследствие экономии энергии из-за уменьшенного эндогенного производства тепла. Однако, при Пл в солнечном свете сохранение больше, чем возмещение увеличенным внешним теплом из-за большого времени нахождения поверхности крыла на солнце. Несмотря на низкую эндогенную стоимость энергии, Пл в солнечном свете термально не выгодно, и поведение летучих лисиц отражает этот факт. Великобритания, Dep. of Zool., Univ. of Aberdeen, Aberdeen, Scotland AB24 2TZ. Библ. 23
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.21.15.21
Рубрики: ЛЕТУЧИЕ ЛИСИЦЫ
PTEROPUS SAMOENSIS (MAMM.)

ПОЛЕТ

ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ

ПАРЯЩИЙ ПОЛЕТ

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

МАШУЩИЙ ПОЛЕТ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


Доп.точки доступа:
Brooke, Anne P.; Speakman, John R.


18.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI45) 05.03-04И5.60

    Summers, Adam.

    Serpents in the air [Text] / Adam Summers // Natur. Hist. - 2003. - Vol. 112, N 4. - P38-39 . - ISSN 0028-0712
Перевод заглавия: Змеи в воздухе
Аннотация: Рассказ об исследованиях биомеханика John Socha, к-рый исследовал планирующий полет древесной змеи Chrysopelea paradisi в Сингапуре. В прыжке с высоты змея уплощает тело так, что его ширина возрастает в 2 раза. В воздухе ее тело принимает S-образную форму, и змея совершает волнообразные движения, как при ползании на земле. Отмечается, что уплощенное благодаря расхождению ребер тело имеет сечение, сходное с крылом аэроплана, и способствует появлению подъемной силы. S-образная форма тела также действует подобно нек-рым конструкциям крыла и способствует подъемному эффекту при низкой скорости. В экспериментах змеи, прыгающие с высоты в 9 м, приземлялись на расстоянии до 20 м. США, Univ. of California, Irvine. Ил. 2
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.17.17.15.21
Рубрики: ДРЕВЕСНЫЕ ЗМЕИ
CHRYSOPELEA PARADISI (REPT.)

ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

БИОМЕХАНИКА

УПЛОЩЕНИЕ ТЕЛА (РАСХОЖДЕНИЕ РЕБЕР)

ВОЛНООБРАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ПОДЪЕМНЫЙ ЭФФЕКТ

ЛОКОМОЦИЯ



19.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI38) 06.12-04А3.91

    Sachs, Gottfried.

    Yaw stability in gliding birds [Text] / Gottfried Sachs // J. Ornithol. - 2005. - Vol. 146, N 3. - P191-199 . - ISSN 0021-8375
Перевод заглавия: Нарушение устойчивости у планирующих птиц
Аннотация: Представлена новая концепция, объясняющая нарушение устойчивости у планирующих птиц. Проведенные аэродинамические исследования и математические расчеты позволяют заключить, что птицы, в отличие от самолетов, не нуждаются в вертикальном хвосте для устойчивости в полете. Германия, Inst. Of Flight Mechanics and Flight Control, Technische Univ. Munchen, Boltzmannstr., 15, 85748 Garching; sachs@lfm.mw.tum.de. Ил. 8. Библ. 24
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.53.37.09
Рубрики: ПТИЦЫ
ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

НАРУШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ

АЭРОДИНАМИКА



20.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI46) 06.12-04И6.11

    Sachs, Gottfried.

    Yaw stability in gliding birds [Text] / Gottfried Sachs // J. Ornithol. - 2005. - Vol. 146, N 3. - P191-199 . - ISSN 0021-8375
Перевод заглавия: Нарушение устойчивости у планирующих птиц
Аннотация: Представлена новая концепция, объясняющая нарушение устойчивости у планирующих птиц. Проведенные аэродинамические исследования и математические расчеты позволяют заключить, что птицы, в отличие от самолетов, не нуждаются в вертикальном хвосте для устойчивости в полете. Германия, Inst. Of Flight Mechanics and Flight Control, Technische Univ. Munchen, Boltzmannstr., 15, 85748 Garching; sachs@lfm.mw.tum.de. Ил. 8. Библ. 24
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.33.27.19.15.21
Рубрики: ПТИЦЫ
ПЛАНИРУЮЩИЙ ПОЛЕТ

НАРУШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ

АЭРОДИНАМИКА



 1-20    21-40  
 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)