Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=НАЗЫВАНИЕ<.>)
Общее количество найденных документов : 51
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-40   41-51 
1.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 95.05-04П1.023

    Simpson, Greg B.

    Activation and inhibition of phonological information in word naming [Text] : pap. and Poster 34rd Annu. Meet. Psychon. Soc., Washington, D. C., Nov. 5-7, 1993 / Greg B. Simpson, Michael J. Cortese // Bull. Psychonom. Soc. - 1993. - Vol. 31, N 5. - P384 . - ISSN 0090-5054
Перевод заглавия: Активация и торможение фонологической информации в назывании слов
Аннотация: В задаче называния слов целевому слову предшествовало предъявление слова с пропущенной первой буквой (например, - ard). Когда предшествующее слово было фонологически неопределенным (например, - ome), называние целевого слова ускорялось для слов, соответствующих произношению слова-предшественника "по правилам" (home) и тормозилось для слов, соответствующих произношению слова-предшественника как исключения (come) - по сравнению с ситуацией, когда слово-предшественник и целевое слово были фонологически не связаны. Сделан вывод о том, что при отсутствии полной лексической информации на входе происходит быстрая избирательная активация фонологической информации.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.11
Рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
НАЗЫВАНИЕ

ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Cortese, Michael J.


2.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 95.08-04П1.017

    Marmurek, Harvey H. C.

    Linguistic processing of words and pictures [Text] / Harvey H. C. Marmurek // Amer. J. Psychol. - 1994. - Vol. 107, N 4. - P519-536 . - ISSN 0002-9556
Перевод заглавия: Лингвистическая переработка слов и изображений
Аннотация: Theios и Amrhein (1989) предположили, что большая продолжительность времени, затрачиваемого на называние картинки, чем на чтение слова, объясняется, в частности, различиями в продолжительности времени, необходимого на оценку артикуляторных кодов. Проведено исследование с целью проверки данного предположения. Латентный период артикуляции полного названия оказался короче, чем латентный период называния первой буквы как названия картинки, так и читаемого слова, при этом различие латентных периодов называния полного слова и его первой буквы было значимо большим для картинок. При исключении артикуляции подобных различий не выявлено, на основании чего сделан вывод о том, что большая продолжительность времени, затрачиваемого на называние картинки, чем на чтение слова, объясняется скорее планированием артикуляции, чем артикуляцией как таковой. Канада, Univ. of Guelph, Guelph, Ontario N1G 2W1. Библ. 18.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.11
Рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
НАЗЫВАНИЕ

ЧТЕНИЕ

АРТИКУЛЯЦИЯ

ЧЕЛОВЕК



3.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 96.02-04П1.58

    Hines, David.

    Effect of masked picture primes on semantic priming for easy- and difficult-to-name words [Text] / David Hines // J. Gen. Psychol. - 1993. - Vol. 120, N 2. - P149-164 . - ISSN 0022-1309
Перевод заглавия: Влияние замаскированного первого слова на семантическое наполнение в случаях легких и трудных для называния слов
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.11
Рубрики: РЕЧЬ
ПАМЯТЬ

НАЗЫВАНИЕ СЛОВ

УЗНАВАНИЕ

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

ЧЕЛОВЕК



4.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 96.04-04М3.183

   

    The contingent negative variation in an odor labeling paradigm [Text] / Tyler S. Lorig [et al.] // Psychophysiology. - 1995. - Vol. 32, N 4. - P393-398 . - ISSN 0048-5772
Перевод заглавия: Условная негативная волна в парадигме определения запаха
Аннотация: Fifteen subjects participated in an experiment designed to assess the contingent negative variation (CNV) during the labeling of odors and shapes. Odors or shapes were presented (S1) and followed 3 s later by a lexical label (A, B, or C) (S2). In 75% of the trials, the S2 was the correct label for the odor or shape. In the remaining trials, the S2 was an incorrect label. Subjects' olfactory performance was correlated with both the CNV during in the S1/S2 interval and also the P300 following the S2 stimulus. The CNV over the left frontal area was significantly larger in the olfactory phase of the experiment. CNV activity also correlated with olfactory performance such that subjects with the largest odor-related CNVs had the best olfactory performance. Although P300 differed as a function of label matches versus mismatches, no odor-specific effects or correlations were found. Библ. 16
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.17.49.15
Рубрики: ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ
УСЛОВНАЯ НЕГАТИВНАЯ ВОЛНА

ЗАПАХ

КОМПОНЕНТ Р300

ОБОНЯНИЕ

НАЗЫВАНИЕ ЗАПАХА

ЧЕЛОВЕК

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ


Доп.точки доступа:
Lorig, Tyler S.; Turner, James M.; Matia, Douglas C.; Warrenburg, Stephen


5.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 96.04-04П1.21

   

    The contingent negative variation in an odor labeling paradigm [Text] / Tyler S. Lorig [et al.] // Psychophysiology. - 1995. - Vol. 32, N 4. - P393-398 . - ISSN 0048-5772
Перевод заглавия: Условная негативная волна в парадигме определения запаха
Аннотация: Fifteen subjects participated in an experiment designed to assess the contingent negative variation (CNV) during the labeling of odors and shapes. Odors or shapes were presented (S1) and followed 3 s later by a lexical label (A, B, or C) (S2). In 75% of the trials, the S2 was the correct label for the odor or shape. In the remaining trials, the S2 was an incorrect label. Subjects' olfactory performance was correlated with both the CNV during in the S1/S2 interval and also the P300 following the S2 stimulus. The CNV over the left frontal area was significantly larger in the olfactory phase of the experiment. CNV activity also correlated with olfactory performance such that subjects with the largest odor-related CNVs had the best olfactory performance. Although P300 differed as a function of label matches versus mismatches, no odor-specific effects or correlations were found. Библ. 16
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.35.07
Рубрики: ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ
УСЛОВНАЯ НЕГАТИВНАЯ ВОЛНА

ЗАПАХ

КОМПОНЕНТ Р300

ОБОНЯНИЕ

НАЗЫВАНИЕ ЗАПАХА

ЧЕЛОВЕК

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ


Доп.точки доступа:
Lorig, Tyler S.; Turner, James M.; Matia, Douglas C.; Warrenburg, Stephen


6.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 96.10-04П1.129

    Golinkoff, Roberta Michnick.

    Early object labels: The case for a developmental lexical principles framework [Text] / Roberta Michnick Golinkoff, Carolyn B. Mervis, Kathryn Hirsh-Pasek // J. Child Lang. - 1994. - Vol. 21, N 1. - P125-155 . - ISSN 0305-0009
Перевод заглавия: Ранние обозначения объектов: рассмотрение в контексте развития лексических принципов
Аннотация: Universally, object names make up the largest proportion of any word type found in children's early lexicons. Here we present and critically evaluate a set of six lexical principles (some previously proposed and some new) for making object label learning a manageable task. Overall, the principles have the effect of reducing the amount of information that language-learning children must consider for what a new word might mean. These principles are constructed by children in a two-tiered developmental sequence, as a function of their sensitivity to linguistic input, contextual information, and social-interactional cues. Thus, the process of lexical acquisition changes as a result of the particular principles a given child has at his or her disposal. For children who have only the principles of the first tier (REFERENCE, EXTENDIBILITY, and OBJECT SCOPE), word learning has a deliberate and laborious look. The principles of the second tier (CATEGORICAL SCOPE, NOVEL NAME - NAMELESS CATEGORY' or N[3]C, and CONVENTIONALITY) enable the child to acquire many new labels rapidly. The present unified account is argued to have a number of advantages over treating such principles separately and non-developmentally. Further, the explicit recognition that the acquisition and operation of these principles is influenced by the child's interpretation of both linguistic and non-linguistic input is seen as an advance. США, Dep. of Educational Studies, College of Education, Univ. of Delaware, Newark, Delaware, 19716, Email: CXCo4599
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.31.13 + 151.21.41.19
Рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
РЕЧЬ

РАЗВИТИЕ

НАЗЫВАНИЕ ОБЪЕКТОВ

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

ОБЗОРЫ

БИБЛ. 98

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Mervis, Carolyn B.; Hirsh-Pasek, Kathryn


7.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 97.03-04П1.67

    Giles, D.

    The role of verbal labelling in visual memory [Text] : abstr. Pap. Psychol. Postgraduate Affairs Group: Annu. Conf., Sheffield, 7-8 July, 1994 / D. Giles // Proc. Brit. Psychol. Soc. - 1995. - Vol. 3, N 1. - P25 . - ISSN 1350-472X
Перевод заглавия: Значение вербального обозначения для зрительной памяти
Аннотация: Standard visual sequential memory tests are frequently mediated by strategies involving verbal labelling of the stimuli (Singleton, 1988). It has been suggested that verbal labelling may be an important requirement for the development of normal reading/spelling skills. In the present study, a computerised version of the ITPA Visual Memory subtest has been found to discriminate in favour of subjects who use a labelling strategy. This finding has been supported by the creation of two additional tests, one which encourages subjects to label stimuli, and one which suppresses labelling. It is hoped that correlations can eventually be found with different types of spelling errors
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.23
Рубрики: ПАМЯТЬ
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

НАЗЫВАНИЕ СТИМУЛА

НАВЫКИ ЧТЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ

ТЕСТЫ НА ЗАПОМИНАНИЕ

ЧЕЛОВЕК



8.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 11.02-04П1.100

    Prull, Matthew W.

    Age-related influences on repetition priming in the verb generation task: Examining the role of response competition [Text] / Matthew W. Prull // Aging, Neuropsychol. and Cogn. - 2010. - Vol. 17, N 4. - P439-461 . - ISSN 1382-5585
Перевод заглавия: Влияние возраста на стимулируемые ответы в задаче называния глаголов: исследование роли конкурентности ответов
Аннотация: В задачах на стимуляцию ответа участник использует вербальный стимул в качестве правила и в соотв. с ним дает ответ, которых может быть несколько. Молодые и здоровые пожилые испытуемые решали задачу называния глаголов, в которой некоторые стимулы имели один доминирующий ответ (низкая конкурентность), др. не имели доминирующего варианта ответа (высокая конкурентность). Проверяли гипотезу о связи старения с ухудшением решения подобных задач, особенно в условиях тестирования, что максимизирует конкурентность ответов. Далее искали зависимость нормы ошибки от функционирования лобной доли (ФЛД). Активность в решении задач не зависела ни от возраста, ни от статуса ФЛД у пожилых, но ФЛД прогнозировало успешность: испытуемые с низким статусом сделали большее количество ошибок, особенно для стимулов с высокой конкуретностью и большим ассоциативным рядом. США, Whitman College. E-mail:prullmw@whitman.edu
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.41
Рубрики: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
МОЗГ

ЛОБНАЯ ДОЛЯ

ЗАДАЧА НА НАЗЫВАНИЕ ГЛАГОЛОВ

КОНКУРЕНТНОСТЬ ОТВЕТОВ

ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ



9.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI07) 11.04-04А1.70

    Prull, Matthew W.

    Age-related influences on repetition priming in the verb generation task: Examining the role of response competition [Text] / Matthew W. Prull // Aging, Neuropsychol. and Cogn. - 2010. - Vol. 17, N 4. - P439-461 . - ISSN 1382-5585
Перевод заглавия: Влияние возраста на стимулируемые ответы в задаче называния глаголов: исследование роли конкурентности ответов
Аннотация: В задачах на стимуляцию ответа участник использует вербальный стимул в качестве правила и в соотв. с ним дает ответ, которых может быть несколько. Молодые и здоровые пожилые испытуемые решали задачу называния глаголов, в которой некоторые стимулы имели один доминирующий ответ (низкая конкурентность), др. не имели доминирующего варианта ответа (высокая конкурентность). Проверяли гипотезу о связи старения с ухудшением решения подобных задач, особенно в условиях тестирования, что максимизирует конкурентность ответов. Далее искали зависимость нормы ошибки от функционирования лобной доли (ФЛД). Активность в решении задач не зависела ни от возраста, ни от статуса ФЛД у пожилых, но ФЛД прогнозировало успешность: испытуемые с низким статусом сделали большее количество ошибок, особенно для стимулов с высокой конкуретностью и большим ассоциативным рядом. США, Whitman College. E-mail:prullmw@whitman.edu
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.03.27.11.07.07.03
Рубрики: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
МОЗГ

ЛОБНАЯ ДОЛЯ

ЗАДАЧА НА НАЗЫВАНИЕ ГЛАГОЛОВ

КОНКУРЕНТНОСТЬ ОТВЕТОВ

ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ



10.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 14.09-04П1.59

   

    Survey results regarding use of the Boston Naming Test: Houston, we have a problem [Text] / Kirsty E. Bortnik [et al.] // J. Clin. and Exp. Neuropsychol. - 2013. - Vol. 35, N 8. - P857-866 . - ISSN 1380-3395
Перевод заглавия: Результаты опроса относительно использования Бостонского теста на называние (BNT): "Хьюстон, у нас проблема".
Аннотация: Проведен опрос членов Национальной академии нейропсихологии (N=445) для оценки текущей практики использования BNT: процедуры проведения, интерпретации и представления отчета. Почти половина респондентов использовала правила, отличавшиеся от инструкции к тесту, и почти 10% не предъявляли стимулы в обратном порядке. От 40 до 55% респондентов указали, что они не интерпретируют баллы BNT с точки зрения лингвистической и этнической принадлежности, и более 25% сообщили, что они не учитывают уровень образования. Несмотря на то, что для ненормального распределения представление BNT-баллов в процентилях искажает результат, почти 60% респондентов предпочитают представлять результаты в процентилях. Обсуждают возможные последствия и дают рекомендации. США, Fuller Graduate School of Psychology, Pasadena, e-mail: kboone@kyleboonephd.com
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.69.11
Рубрики: ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
БОСТОНСКИЙ ТЕСТ НА НАЗЫВАНИЕ

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРОЦЕДУРА

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ


Доп.точки доступа:
Bortnik, Kirsty E.; Boone, Kyle Brauer; Wen, Johnny; Lu, Po; Mitrushina, Maura; Razani, Jill; Maury, Teresa


11.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.01-04М3.529

    Burton, Andrew.

    Hemispheric priming and picture naming in an aphasic patient [Text] / Andrew Burton, Richard Kemp, Esme Burton // Aphasiology. - 1987. - Vol. 1, N 1. - P41-51
Перевод заглавия: Полушарное предшествование и называние рисунков у больных с афазией
Аннотация: Б-ному с левосторонним мозговым кровоизлиянием показывали рисунки; одновременно с этим ему через наушники предъявляли 2 слова - одно на правое, другое на левое ухо. Б-ного просили обращать внимание на слово, подаваемое то на правое, то на левое ухо; он д. б. сказать, соответствует ли это слово предъявленному ему рисунку. Предполагалось, что сосредоточение внимания на информации, получаемой с помощью одного уха, вызывает "полушарное предшествование". Сокращение времени р-ции было получено при вызывании полушарного предшествования с левого уха. Рез-ты свидетельствуют о вовлеченности правого полушария в речевое функционирование при афазии. Великобритания, North East London Polytechnic, London E15 4LZ. Библ. 12.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.69
Рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
ЛЕВОПОЛУШАРНОЕ КРОВОИЗЛИЯНИЕ

АФАЗИЯ

НАЗЫВАНИЕ РИСУНКОВ

ПОЛУШАРНОЕ ПРЕДШЕСТВОВАНИЕ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Kemp, Richard; Burton, Esme


12.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.03-04М3.780

    Heij, Wido La.

    Components of Stroop-like interference in picture naming [Text] / Wido La Heij // Mem. and Cognit. - 1988. - Vol. 16, , N 5. - P400-410
Перевод заглавия: Компоненты Stroop-подобной интерференции при назывании рисунков
Аннотация: В задачах Stroop семантич. информация оказывает интерферирующее влияние на скорость и точность называния перцептивных атрибутов. В этом эффекте замешаны и др., обычно неконтролируемые, факторы контекста. Оценку вклада независимых факторов в общий эффект интерференции проводили в задачах с одновременным предъявлением рисунков знакомых предметов (П) и письменных слов (Сл), располагавшихся сверху и снизу от точки фиксации. П и Сл принадлежали к 2 или 4 классам, а классы П различались по манере изображения. Кроме того, вместо Сл использовали также строку бессмысленных знаков. Форму совпадения-несовпадения П и Сл варьировали ортогонально. Длительность экспозиции составляла 150 мс; инструкция требовала называния П безотносительно к одновременно предъявленному Сл. Рез-ты показали, что общий интерферирующий эффект складывается из: 1) семантич. связи П и Сл; 2) семантич. релевантности Сл всей категориальной области П; 3) принадлежности Сл к узкой категории П; 4) самого факта предъявления Сл, а не набора знаков. Сделан вывод, что интерференция Сл и П происходит гл. обр. на уровне процесса извлечения названия П из памяти. Нидерланды, Univ. of Leiden Hooigracht 15, 2312 KM Leiden. Библ. 57.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.37
Рубрики: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
STROOP ЗАДАЧИ

НАЗЫВАНИЕ РИСУНКОВ

ЭФФЕКТ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ

ЧЕЛОВЕК



13.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.03-04М3.788

    Reimann, B.

    Die Entwicklung des Objektbegriffes "Auto" und seiner sprachlichen Benennung im Zusammenspiel von Kommunikation und Kognition [Text] / B. Reimann // Z. Psychol. - 1988. - Vol. 196, N 2. - S189-205
Перевод заглавия: Становление понятия "автомобиль" и его называния как продукт взаимодействия коммуникативных и когнитивных процессов
Аннотация: Представлены рез-ты наблюдений за развитием концепции автомобиля у ребенка как продукта взаимодействия коммуникативных и когнитивных процессов. Обнаружено, что ребенок, начиная примерно с 9-го месяца выбирает отдельные комбинации звуков из услышанного от родителей слова "автомобиль" и связывает эти комбинации с постоянно меняющимися перцептивно-когнитивными структурами. В процессе коммуникации родители неосознанно ведут ребенка к когнитивной иерархизации и языковой дифференциации. Они обеспечивают обратную связь в развитии значения и предлагают новые возможности в речи и деятельности, когда замечают, что ребенок осознает связи между словом и объектом, действует дифференцированно и называет вещи именами. Очередность развития концептов (сначала базисный концепт, затем субконцепт) соответствует тому порядку, в к-ром родители предлагают ребенку новые возможности и речи и практич. деятельности. Авт. считает возможным существование на этой ранней стадии тесной связи между развитием звуковой структуры "auto" и базисного концепта "автомобиль". ГДР, Zentralinst. fur Sprachwissenschaft der Akademie der Wissenschaften der DDR Berlin, DDR-1100. Библ. 31.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.45
Рубрики: РЕЧЬ
АНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЗНАЧЕНИЯ

КОНЦЕПТЫ

НАЗЫВАНИЕ

ЗВУКОВЫЕ КОМБИНАЦИИ

КОММУНИКАЦИЯ

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

ЧЕЛОВЕК



14.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.04-04М3.794

    Moseley, David.

    Dominance, reading and spelling [Text] / David Moseley // Bull. audiophonol. - 1987. - Vol. 4, N 4 - 5. - P443-463
Перевод заглавия: Доминантность, чтение и произношение букв
Аннотация: Обследовано более 1200 детей в возрасте 8 - 10 лет с целью обнаружить влияние доминирования правой или левой руки и глаза на нек-рые когнитивные функции. Группы детей: а) с дефектами названия букв, б) с дизлексией, в) с высокоразвитыми пространственными ("правополушарными") способностями - сравнивались с детьми, у к-рых все эти способности были в пределах средних популяционных значений. Показано, что, во-1-х, между различными показателями полушарного доминирования нет статистически значимой конкордантности; во-2-х, дети с нарушением называния букв и дети с выдающимися пространственными способностями не отличались от "средних" детей ни по одному из 8 используемых показателей доминирования; в-3-х, дети с дизлексией отличались от остальных только по показателю доминирования глаза при цветовом зрении (у них в соотв. задаче наблюдалось явное доминирование левого глаза, у др. детей доминирование левого и правого глаза встречалось с одинаковой частотой). Рез-ты свидетельствуют о том, что доминирование руки и глаза не играет решающей роли в формировании способностей. Великобритания, School of Education - Univ. of Newcastle-upon-Tyne. Библ. 35.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.69
Рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
РУКОСТЬ

ДОМИНИРОВАНИЕ ГЛАЗ

КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

ЧТЕНИЕ

НАЗЫВАНИЕ БУКВ

ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

ЧЕЛОВЕК

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ



15.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.05-04М3.420

    Zollinger, Heinrich.

    Categorical color perception: Influence of cultural factors on the differentiation of primary and derived basic color terms in color naming by Japanese chidren [Text] / Heinrich Zollinger // Vision Res. - 1988. - Vol. 28, N 12. - P1379-1382 . - ISSN 0042-6989
Перевод заглавия: Категориальное восприятие цвета: влияние культуры на дифференцирование главных и производных основных цветовых терминов в назывании цветов японскими детьми
Аннотация: У яп. детей (ЯП) в возрасте 12-15 лет, живущих в районном городе, в Токио или в ФРГ, исследовали особенности словарного обозначения цветов. Вначале ЯД просили составить список терминов "абсолютно необходимых" и "желательных" для минимального цветового лексикона, располагая их в порядке убывания значимости. Затем дети д. б. обозначить словами 117 цветных образцов шкалы Мунселла. Рез-ты сравнивают с данными подобного обследования студентов, говорящих на яп., нем. или англ. языке (ЯС, НС, АС). Большинство ЯД, живущих в разных регионах, оценивают 6 главных основных цветов "абсолютно необходимыми" терминами. Значительно выше у ЯД и ЯС процент отнесения в эту категорию ахроматических терминов "белый" и "черный". Это объясняют тем, что для японцев слово "цвет" включает как хроматические, так и ахроматические тона, тогда как для немцев и англичен слово "цвет" является антонимом ахроматических тонов. Влияние культуры заметно лишь в оценке "желательных" терминов. Рез-ты согласуются с мнением Uchikawa и Boynton, что цветовой лексикон и называние цветов отражают нейронный базис цветового зрения. Швейцария, Technisch-Chemisches Lab., Eidgenossische Technische Hochschule (ETH), СН-8092 Zurich. Библ. 14.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.19.09.23
Рубрики: ЗРЕНИЕ
ЦВЕТОВОЕ

КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

НАЗЫВАНИЕ ЦВЕТОВ

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ЧЕЛОВЕК



16.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.05-04М3.771

    Popovici, M.

    Category, semantic field and naming in aphasics [Text] / M. Popovici, I. Voinescu, G. Lugoji // Rev. roum. med. Neurol. et psychiat. - 1988. - Vol. 26, N 3. - P153-169 . - ISSN 0035-3981
Перевод заглавия: Категория, семантическое поле и называние у больных афазией
Аннотация: 6 картинок 6 раз предъявлялись 44 б-ным с афазией. При 1-м предъявлении все 6 картинок принадлежали к разным семантич. категориям, а при каждом последующем предъявлении 1 из картинок заменялась, так что в рез-те 2, 3, 4, 5 и 6 из них принадлежали к одной и той же категории ("фрукты" или "мебель"). Как при слуховом понимании, так и при наименовании общее число ошибок и доля ошибок, относящихся к одной и той же семантич. категории, возрастало с увеличением кол-ва картинок, относящихся к одной и той же категории. Получен высокий коэф. корреляции между слуховым пониманием и называнием. У 100 др. б-ных с афазией семантич. парафазия изучалась при помощи стандартного интервью, проводимого до и после лечения. При афазии Вернике обнаружено больше семантич. парафазий, чем при афазии Брока. После лечения общее кол-во семантич. парафазий снизилось, а кол-во парафазий, принадлежащих к той же категории, что и искомое слов, возросло. Выдвигается гипотеза о 2-ступенчатом поиске: на 1-м этапе осуществляется выбор категории, на 2-м - выбор слова внутри категории. Б-ные с афазией испытывают затруднения при реализации 2-го шага. Библ. 49.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.69
Рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
АФАЗИИ

ПАРАФАЗИЯ

СЛУХОВОЕ ПОНИМАНИЕ

НАЗЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Voinescu, I.; Lugoji, G.


17.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.06-04М3.410

    Rusted, Jennifer.

    Developmental differences in the influence of orthographic and phonological information in visual word recognition [Text] / Jennifer Rusted // Brit. J. Dev. Psychol. - 1989. - Vol. 7, N 1. - P73-81
Перевод заглавия: Возрастные различия во влиянии орфографической и фонологической информации на зрительное опознавание слов
Аннотация: Студенты, 12- и 8-летние дети выполняли задание на скоростное называние цвета чернил (синий, зеленый, красный, белый), к-рыми были написаны слова (Сл), семантически не связанные с каким-либо из цветов. Когда предъявляемое Сл имело фонологич. (рифма) и орфографич. (одинаковые 3 из 4 букв) сходство с названием цвета чернил, то это оказывало тормозный эффект, а при различии обеих этих х-к - облегчающий эффект на время голосовой р-ции. Фонологич. сходство при различии в написании Сл оказывало соотв. эффект только в гр. 8-летних детей. Др. задание заключалось в подборе 3-го Сл к заданной паре Сл по принципу "максимальной похожести". Во всех гр. испытуемых здесь доминировало фонологич., а не орфографич. сходство. Процесс зрит. опознания Сл с самого начала включает фонологич. и орфографич. х-ки, но в более старшем возрасте называние цвета начинается с автомат. активации фонологич. кодов, тогда как младшие дети пользуются сначала автомат. анализом графем. Великобритания, Univ. of Reading, Whiteknights RG62АЛ. Библ. 22.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.19.09.35
Рубрики: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
НАЗЫВАНИЕ ЦВЕТА

СКОРОСТЬ

ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ КОДЫ

АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРАФЕМ

ВОЗРАСТ

ЧЕЛОВЕК



18.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.06-04М3.550

    McEvoy, Cathy L.

    Automatic and strategic processes in picture naming [Text] / Cathy L. McEvoy // J. Exp. Psychol. Learn, Mem., and Cogn. - 1988. - Vol. 14, N 4. - P618-626 . - ISSN 0278-7393
Перевод заглавия: Автоматические и стратегические процессы при назывании предметов
Аннотация: Испытуемым на экране тахистоскопа предъявлялось нек-рое слово (Сл), а затем изображение предмета (П), к-рый нужно было назвать как можно быстрее. Предъявленные Сл были связаны с названиями П по смыслу, либо были сходны с ними по звучанию. Обнаружено, что р-ции испытуемых ускоряются при наличии как смыслового, так и звукового сходства между стимулами. Однако этот эффект наблюдался лишь в том случае, когда в наборе стимулов отсутствовали Сл, полностью идентичные с названиями П. В противном случае р-ции на сходные с картинкой Сл замедлялись. Предполагается, что скорость реагирования в данных эксперим. условиях зависит по крайней мере от 2 процессов. Один из них сводится к автомат. активации набора образов или понятий, сходных с воспринятым стимулом, а др. обеспечивает сравнение Сл и П для выяснения их идентичности. Применение последней процедуры приобретает смысл, когда вероятность идентичных стимулов достаточно высока. Рассматриваются и др. возможные механизмы обнаруженных эффектов. США, Florida Mental Health Inst., Univ. of South Florida, Tampa, FL 33612. Библ. 32.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.15
Рубрики: ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
НАЗЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

АВТОМАТИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ

СТРАТЕГИИ

ЧЕЛОВЕК



19.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.09-04М3.551

    Johnson, Carla J.

    Children's picture naming diffuculty and errors: Effects of age of acquisition, uncertainty, and name generality [Text] / Carla J. Johnson, James M. Clark // Appl. Psycholinguist. - 1988. - Vol. 9, N 4. - P351-365 . - ISSN 0142-7164
Перевод заглавия: Трудности и ошибки при назывании детьми картинок: влияние возраста приобретения (понятия), неопределенности и обобщенности понятия
Аннотация: Изучались 3 фактора, связанные с трудностями в назывании картинок детьми: возраст приобретения данного понятия, неуверенность в соотношении понятия и картинки и обобщенность понятия. Установлено, что чем позже приобретается данное понятие и чем выше неуверенность, тем больше ошибок. Называние картинки зависит как от наличия соотв. понятия в лексической памяти, так и от его доступности, к-рая определяется степенью интерференции конкурирующих понятий. Канада, Univ. of Western Ontario, London, Ontario N6A 5C2. Библ. 49.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.37
Рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ

ОБОБЩЕННОСТЬ

КАРТИНКИ

НАЗЫВАНИЕ

ДЕТИ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Clark, James M.


20.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.10-04М3.693

   

    Referential processing: Reciprocity and correlates of naming and imaging [Text] / Allan Paivio [et al.] // Mem. and Cognit. - 1989. - Vol. 17, N 2. - P163-174
Перевод заглавия: Относительная обработка: соответствие и корреляты наименования и воображения
Аннотация: Мысленный переход от вербальной к невербальной информации и обратно (называние картинок, воображение слов) назван "относительной обработкой". Изучали детерминанты и соответствие во времени р-ции называния и воображения. 96 испытуемых нажимали на ключ, называя 248 картинок или воображая предметы, соответствующие их названия. Время р-ции продуцирования образа коррелировало со временем р-ции называния. Называние и продуцирование образа основываются на общем относительном факторе, включающем переменные, связанные с обоими направлениями обработки (вербально-невербальная и невербальновербальная). Др. факторами, определяющими время р-ции, являются вербальная знакомость, вербальная сложность, невербальная знакомость, невербальная сложность. Делается вывод о взаимном соответствии называния и продуцирования образа. Канада, Univ. of Western Ontario, London, Ontario N6A 5С2. Библ. 61.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.15
Рубрики: ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
ПРОДУЦИРОВАНИЕ ОБРАЗА

НАЗЫВАНИЕ ОБРАЗА

ЗНАКОМОСТЬ

СЛОЖНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Paivio, Allan; Clark, James M.; Digdon, Nancy; Bons, Trudy


 1-20    21-40   41-51 
 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)