Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=КОГНИТИВИЗМ<.>)
Общее количество найденных документов : 13
Показаны документы с 1 по 13
1.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 98.11-04П1.108

    Granboulan, V.

    L'apport du connexionnisme a la modelisation cognitiviste de la pathologie mentale application a l'autisme [Text] / V. Granboulan, J. P. Rossi // Neuropsychiat. enfance et adolescence. - 1997. - Vol. 45, N 7-8. - P371-376 . - ISSN 0222-9617
Перевод заглавия: Коннекционистский подход к когнитивистскому моделированию патологии мышления. Применение к аутизму
Аннотация: Когнитивизм предлагает описание познавательной деятельности, беря за образец компьютерную модель переработки информации. В своей классической форме он пытается описать программу, используемую компонентами базы независимо от их природы (кремний в микросхемах или нейроны в мозгу), т. е. правила синтаксиса, которые управляют их логическими операциями в концепции последовательной переработки информации. Такая модель хорошо подходит для объяснения сложных операций, например языковых. Не так давно успехи в области искусственного интеллекта породило на свет новые модели, названные коннекционистскими (от connexion-связь), очень отличающиеся друг от друга своим теоретическим обоснованием. Основным принципом этих моделей является то, что сеть сильно взаимосвязанных неразумных составляющих может самоорганизоваться с появлением согласованного поведения, как это показывают нелинейная математика и теории самоорганизации в физической химии. Такая система функционирует в виде параллельных сетей, подчиняющихся не правилам логики, а физическим законам динамических систем. Коннекционистские модели обладают биологической правдоподобностью. Группы нейронов специализируются, взаимодействуют и самогенерируют собственное поведение, от циркуляции импульса и до стабильного состояния на выходе системы. Эта циркуляция импульса между группами нейронов зависит от веса связи, который варьирует и, в частности, определяется обучением. Модели с параллельной переработкой информации, лучше, чем предыдущие, описывает функционирование мозга, но плохо применимы к решению проблемы смены операций во времени. Эти модели мало подходят для объяснения комплексных операций, но весьма плодотворны для объяснения процессов восприятия, памяти, обучения и в этом смысле могут использоваться в качестве важного подхода в педопсихиатрии. Пример аутизма позволяет проиллюстрировать оппозицию между этими двумя типами моделей. Теории смысла, которые рассматривают аутизм как неспособность к метапредставлениям, т. е. к представлению мыслей, эмоций и перцептивных образов другого, связаны с классическим когнитивизмом (они объясняют аутизм нарушениями в центральном согласующем модуле при отсутствии нарушений восприятия). Напротив, в их этиологических гипотезах можно найти исследования нарушений исполнительных функций или сенсорного восприятия. Им не хватает нейропсихологической модели, достаточно глобальной для того, чтобы обнаруженные в разных функциях (исполнения, внимания, восприятия) аномалии могли быть связаны со сложными симптомами аутизма в их изменчивости. Это на сегодняшний день может позволить коннеционизм. Для этого используется модель Эдельмана (Edelman G. M.). Согласно ей, стимуляция различных сенсорных каналов не может быть интегрирована в глобальную, согласованную картину, т. к. нарушены связи между группами нейронов одной или разных модальностей. Нарушается категоризация различных стимулов, т. е. их перевод во вторичные поля. Чтобы жить со своим нарушением, больной должен самоорганизоваться, подобная самоорганизация очень индивидуальна. В будущем новые теории должны прийти к переводу всех ее элементов в термины нейрофункциональной архитектуры. Библ. 23
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.81.61.17
Рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
КОГНИТИВИЗМ

КОННЕКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД

АУТИЗМ

ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ


Доп.точки доступа:
Rossi, J.P.


2.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 12.09-04П1.4

    Ionescu, Thea.

    Abordarea Embodied cognition si studiul dezvoltarii cognitive [Текст] / Thea Ionescu // Rev. psihol. - 2011. - Vol. 57, N 4. - С. 326-339 . - ISSN 0034-8759
Перевод заглавия: Сравнительный анализ когнитивного подхода и подхода телесного познания (ТП)
Аннотация: Рассматривают один из основных посткогнитивистских подходов, а именно, ТП, с целью анализа его роли для исследования когнитивного развития. Обсуждают понятие познания с точки зрения традиционного когнитивизма и подхода ТП. Представляют эмпирические доказательства для воплощенной природы познания в ходе развития, а также роли исследований развития для подхода ТП. Заключают, что подход ТП имеет как исследовательское, так и практическое значение. Румыния, Univ. Bades-Bolyai Cluj-Napoca
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.01.11
Рубрики: РАЗВИТИЕ
КОГНИТИВНОЕ

КОГНИТИВИЗМ

ПОСТКОГНИТИВИСТСКИЕ ПОДХОДЫ

КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛЕСНОГО ПОЗНАНИЯ



3.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.01-04М3.437

    Kleinginna, Paul R.

    Current trends toward convergence of the behaviorstic, functional, and cogntitive perspectives in experimental psychology [Text] / Paul R. Kleinginna, Anne M. Kleinginna // Psychol. Rec. - 1988. - Vol. 38, N 3. - P369-392 . - ISSN 0033-2933
Перевод заглавия: Современные тенденции в конвергенции бихевиористских, функционалистских и когнитивных направлений в экспериментальной психологии
Аннотация: Рассматриваются 3 исследовательских направления в психологии с т. зр. истории, методологии, теор. постулатов, оценивается возможность их конвергенции. Бихевиоризм изучает поведение с помощью объективных методов, филос. базисом служит позитивизм. Основное методол. понятие - полная научная объективность. Соответственно этому понятию строятся процедура эксперимента, способ обработки данных, введение гипотетич. понятий и их эксперим. объяснение, метафиз. допущения с внутренней переменной, осуществляющей связь между стимулом и р-цией. Функционализм изучает структуру и активность организма с биол. и филогенет. т. зр. Предполагается, что знаний о структуре организма достаточно для предсказания его поведения. Подчеркивается адаптивная природа поведения, изменяемость структур и функций в течение жизни. Объясняется содержание понятий "сознания" и "всеобщей пригодности". Когнитивная психология изучает процессы переработки информации; предполагается, что существует внутренняя репрезентация внешней информации. Используются различные методики интроспекции для выявления структур сознания. Показано влияние компьютеризации на систему психол. понятий. Взаимодействие бихевиоризма, функционализма и когнитивной психологии позволяет оценить соврем. уровень развития психологической науки как протопарадигматический с т. зр. Т. Куна. США, Georgia Southern College, Statesboro, GA 30460-8041. Библ. 124.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.39.23.21.02
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БИХЕВИОРИЗМ

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

КОГНИТИВИЗМ

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

КОНВЕРГЕНЦИЯ

ПРОТОПАРАДИГЛАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

ОБЗОРЫ

БИБЛ. 124

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Kleinginna, Anne M.


4.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.04-04П1.7

    Legrand, Michel.

    Du behaviorisme au cognitivisme [Text] / Michel Legrand // Annee psychol. - 1990. - Vol. 90, N 2. - P247-286 . - ISSN 0003-5033
Перевод заглавия: От бихевиоризма к когнитивизму
Аннотация: Рассматривая парадигму современной психологии со ссылками на Куна, Лакатоса и Фейерабенда, автор утверждает, что она более не соответствует нормам эмпиризма. Рассматриваются 3 условия смены научной парадигмы: кризис доминирующей парадигмы; выдвижение новых положений, выходящих за рамки доминирующей парадигмы; их привлекательность как по научным, так и вненаучным соображениям. В качестве такой новой парадигмы рассматривается развитие когнитивной психологии, начиная с 1955 г. вплоть до настоящего времени. Реконструируется историческая логика, приведшая к схеме бихевиористской парадигмы на когнитивистскую. Выделяются 3 стадии развития когнитивной психологии: "скрытая революция" (начиная с 1956), появление (1967) и организация (1977). Рассматривается также соответствующее изменение в области психотерапии (от бихевиористской к когнитивной терапии). Бельгия, Unite de Psychologie du Travail, Univ. calholique de Louvain. Библ. 52.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.01.11
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
БИХЕВИОРИЗМ

КОГНИТИВИЗМ

ЧЕЛОВЕК



5.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.04-04П1.159

    Moerk, Ernst L.

    Three-term contingency patterns in mother-child verbal interactions during first-language acquisition [Text] / Ernst L. Moerk // J. Exp. Anal. Behav. - 1990. - Vol. 54, N 3. - P293-305 . - ISSN 0022-5002
Перевод заглавия: Схема "стимул-ответ-подкрепление" в вербальных взаимодействиях матери и ребенка в период усвоения родного языка
Аннотация: В свое время бихевиористский подход к усвоению языка подвергся резкой критике Н. Хомского и последующее развитие психолингвистики характеризовалось отходом от принципов оперантного научения. Авт. рассматривает известные рез-ты наблюдений Brown (1973) за вербальным взаимодействием матери и ребенка в возрасте 18- 28 мес, привлекая для собственного анализа выделяемых им "стимула-ответа-подкрепления" модели марковских цепей, к-рые позволяют количественно установить закономерность связей между параметрами бихевиористской схемы. Анализ подтверждает правомерность бихевиористского подхода к научению языку, в частности, роль подкрепления (напр., при повторении и расширении матерью высказываний ребенка). Вместе с тем подчеркивается недостаточность классического оперантного подхода: скиннеровская концепция не отражает принципов перцептивного научения и циклов обратной связи между партнерами по коммуникации. В кач-ве соединяющего звена между бихевиоризмом и когнитивизмом предлагается теория формирования навыка. США, California State Univ., Fresno. Библ. 55.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.31.13
Рубрики: РЕЧЬ
УСВОЕНИЕ

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

БИХЕВИОРИЗМ

КОГНИТИВИЗМ

ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ

ЧЕЛОВЕК



6.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.05-04П1.1

    Mclarty, Michael H.

    An examination of modern psychology through two philosophies of knowledge [Text] / Michael H. Mclarty // Psychol. Rec. - 1990. - Vol. 40, N 2. - P273-288 . - ISSN 0033-2933
Перевод заглавия: Рассмотрение современной психологии сквозь призму двух философий знания
Аннотация: Разработанная Платоном философия знания доминировала в европейском мышлении на протяжении 2400 лет. Выдвигается положение о том, что философия знания Эйнштейна, включающая философию знания Платона как частный случай, может помочь лучше понять фундаментальные проблемы современной психологии. Утверждается, в частности, что когнитивизм базируется на философии знания Платона, а бихевиоризм - на философии знания Эйнштейна. США, Arkansas College, Batesville, AR 72501. Библ. 36.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.01.07
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
КОГНИТИВИЗМ

БИХЕВИОРИЗМ

ФИЛОСОФИЯ ЗНАНИЯ

ЧЕЛОВЕК



7.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.10-04П1.280

    Viney, Wayne.

    Animal research in psychology: Declining or thriving? [Text] / Wayne Viney, D.Brett King, Judy Berndt // J. comp. Psychol. - 1990. - Vol. 104, N 4. - P322-325 . - ISSN 0735-7036
Перевод заглавия: Исследование животных в психологии: упадок или процветание?
Аннотация: Подсчитывается кол-во зоопсихологических исследований опубликованных за период с 1967 по 1988 гг. Поиск по дескриптору (указателю определенного вида животных) велся на базе данных PsychlINFO, созданной на основе издания Psychol. Abstracts. Кроме того, вручную просматривались журналы J. of Exper. Analys. of Behavior и Learning & Motivation за 1970-1987 гг. Обнаружено, что кол-во исследований посвященных многим видам животных (гамадрилам, летучим мышам, шимпанзе, дельфинам, морским свинкам, гориллам, хомякам, голубям и др.) остается постоянным. Вместе с тем уменьшилось число работ, посвященных изучению таких видов, как кошки, собаки и крысы. Возможными причинами этого являются: а) рост стоимости содержания лабораторных животных; б) усиление когнитивистской ориентации в психологии; в) активизация движения за права животных. США, Dep. of Psychology, Colorado State Univ., Fort Collins, Colorzdo 80 523. Библ. 17.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.31.21
Рубрики: ЗООПСИХОЛОГИЯ
КОГНИТИВИЗМ

ПРАВА ЖИВОТНЫХ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
King, D.Brett; Berndt, Judy


8.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.11-04П1.25

    Bobryk, Jerzy.

    Wittgenstein and cognitive science: Some cognitive biases of cognitivism [Text] / Jerzy Bobryk // Pol. Psychol. Bull. - 1990. - Vol. 21. - P91-103 . - ISSN 0079-2993
Перевод заглавия: Витгенштейн и когнитивная наука: некоторые когнитивные основы когнитивизма
Аннотация: Анализируются неявные допущения, лежащие в основе когнитивной науки, о том, что когнитивные процессы человека можно изучать, устанавливая формальные правила операций представления. Показано, что логика этих допущений соответствует логике, развернутой Витгенштейном в его логико-философском трактате. Польша, Faculty of Ps. Univ. of Warsaw, ul. Stawki 5/7,00-183. Библ. 25
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.11
Рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
КОГНИТИВИЗМ

ОПЕРАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ФОРМАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

ЧЕЛОВЕК



9.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.12-04П1.10

    Stolarz-Fantino, Stephanie.

    Cognition and behavior analysis: A review of Prachlinis Judgment, decision, and choice [Text] / Stephanie Stolarz-Fantino, Edmund Fantino // J. Exp. Anal. Behav. - 1990. - Vol. 54, N 3. - P317-322 . - ISSN 0022-5002
Перевод заглавия: Познание и анализ поведения: обзор работы Rachlin о суждении, решении и выборе
Аннотация: Ст. посвящена обзору работы Rachlin, в к-рой была сделана попытка согласовать исследования бихевиористского и когнитивистского направлений на основе исторического и контекстуального подхода к методу и теории. В обзоре подчеркивается ценность этой работы, дающей возможность исследователям обоих направлений познакомиться с возможностями приложения своих сил к решению проблем, вызывающих обоюдный интерес, что должно привести к лучшему пониманию человеческого поведения. Кроме того, в обзоре приводится информация о дополнительных эксперим. данных по ряду вопросов, требуюих, по мнению авт., более подробного изложения. США, Univ. of California, San Diego, La Jolla, California 92093-0109. Библ. 24.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.01.11
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
БИХЕВИОРИЗМ

КОГНИТИВИЗМ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

ПОВЕДЕНИЕ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Fantino, Edmund


10.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.12-04П1.111

    Martin, Irene.

    Propositional knowledge and mere responding [Text] / Irene Martin, A. B. Levey // Biol. Psychol. - 1989. - Vol. 28, N 2. - P149-155 . - ISSN 0301-0511
Перевод заглавия: Пропозиционное знание и простое реагирование
Аннотация: Ст. является комментарием по поводу недавно опубликованных взглядов Furedy и Riley (1987) на природу классического обуславливания. В их работе пропозициональное научение рассматривается как компонент обуславливания, отдельный от образования р-ции, и называется когнитивным. Авт. считают, что при таком подходе недооценивается роль познания в обуславливании у человека. В частности, сфера пропозиционального знания ограничивается до формальной роли в парадигме обуславливания и не учитываются последние разработки пропозициональных моделей в когнитивизме. Чтобы объединить свой пропозициональный подход с теорией обуславливания у животных они распространили выделенные ими процессы на различение условного и инструментального ответов, предложенное Gormezano и Kehoe (1975). Однако, их интерпретация пропозициональной теории Rescorla и Wagner (1972) не учитывает ассоциативный механизм, устанавливающий отношения между событиями. Великобритания, Institute of Psychiatry, De Crespigny Park, London SES 8AF. Библ. 12.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.31
Рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

ОБУСЛАВЛИВАНИЕ

ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

КОГНИТИВИЗМ

АССОЦИАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Levey, A.B.


11.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.01-04П1.074

    Griffiths, Mark D.

    Ideational conditioning: Bridging the cognitive-behaviourist divide [Text] / Mark D. Griffiths, Peter Davies // Percept. and Mot. Skills. - 1990. - Vol. 70, N 1. - P123-128 . - ISSN 0031-5125
Перевод заглавия: Идеационное обуславливание: снятие разрыва между когнитивистской и бихевиористской парадигмами
Аннотация: Классическое обуславливание традиционно относится к невербальным формам научения. Возможны, однако, более сложные формы обуславливания, такие, как семантическое обуславливание. Выдвигается положение о том, что обуславливание лежит в основе как человеческого восприятия, так и сознания. Эксперименты по идеационному обуславливанию позволяют выявить роль когнитивных процессов в обуславливании. В частности, показано, что мысль м. б. адекватным стимулом для выработки поведенческой реакции. Этот подход позволяет снять разрыв между когнитивистской и бихевиористской парадигмами. Великобритания, Dep. of Psychology, Univ. of Exeter, Washington Singer Laboratories, Exeter EX4 4QG. Библ. 31.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.31
Рубрики: ПОВЕДЕНИЕ
ОБУСЛАВЛИВАНИЕ

КЛАССИЧЕСКОЕ

СЕМАНТИЧЕСКОЕ

КОГНИТИВИЗМ

БИХЕВИОРИЗМ

ЧЕЛОВЕК


Доп.точки доступа:
Davies, Peter


12.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.02-04П1.269

    Алифанов, С. А.

    Основные направления анализа лидерства [Текст] / С. А. Алифанов // Вопр. психол. - 1991. - N 3. - С. 90-98, 110 . - ISSN 0042-8841
Аннотация: Лидерство - наиболее изученный и наименее понятный конструкт в соц. психологии. Быстрый рост эмпирических исследований происходил на фоне отсутствия солидного теор. обеспечения. Это привело к парадоксальной ситуации, когда возникло столько же определений лидерства, сколько существует людей, пытающихся его определить. Основными исследовательскими ориентациями в этой области являются когнитивная и интераиционистская. В первом случае основное внимание уделяется рассмотрению двух вопросов: 1) причин, к-рые выдвигают лидеры для объяснения плохого выполнения группового задания последователями; 2) механизмов и условий возникновения "имиджа" лидера у членов гр. Во втором случае лидерство понимается как процесс, а внимание уделяется следующим вопросам: 1) лидер и последователи взаимодействуют в определенном контексте, к-рый д. б. понят и проинтерпретирован; 2) признается интеракция между лидером и последователем и ее влияние на последующие действия каждого из ее участников. Теория систем рассматривает лидерство как пограничную роль. Библ. 49.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.41.47
Рубрики: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛИДЕРСТВО

КОГНИТИВИЗМ

ИНТЕРАКСОНИЗМ

ТЕОРИЯ СИСТЕМ

ЧЕЛОВЕК



13.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 94.02-04П1.008

    Brown, Terrance.

    Cognitive science and genetic epistemology: A case study of understanding by David Leiser and Christine Gillieron [Text] / Terrance Brown // Hum. Dev. - 1992. - Vol. 35, N 1. - P52-59
Перевод заглавия: Когнитивная наука и генетическая эпистомология: монографическое исследование понимания, проведенное David Leiser и Christine Gillieron
Аннотация: Представлен критический анализ книги D. Leiser и C. Gillieron, в к-рой они провели анализ логико-мат. структур, разработанных Ж. Пиаже, изучили связь данных структур с реальными процедурами, с помощью к-рых выполняются эксперим. задания, рассмотрели связи между генетической эпистемологией и американским когнитивизмом. Показано, что авт. книги пересмотрели роль операциональных структур в психол. теории и продемонстрировали значение 2 основополагающих св-в человеческого интеллекта - способности к сохранению информации и способности к инновациям. США, Univ. of Chicago, III. Библ. 6.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.01.09
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
КОГНИТИВИЗМ

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ИНТЕЛЛЕКТ

ИНФОРМАЦИЯ

ИННОВАЦИИ

ЧЕЛОВЕК



 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)