Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ<.>)
Общее количество найденных документов : 4
Показаны документы с 1 по 4
1.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 98.10-04П1.37

   

    Соотношение грамматики и семантики высказываний со структурой индивидуального знания (к проблеме рационально-интуитивного) [Текст] / Н. Е. Максимова [и др.] // Психол. ж. - 1998. - Т. 19, N 3. - С. 63-83, 186 . - ISSN 0205-9592
Аннотация: У 52 испытуемых пяти возрастных групп (6-7, 8-9, 10-11, 12-13 и старше 18 лет) в течение 1-1,5 ч формировали компетенцию в стратегической игре двух партнеров. После этого проводили структурированное интервью, в котором испытуемых провоцировали к свободным и экспертным суждениям о приобретенных знаниях. При помощи специальных алгоритмов давали формальное описание структуры индивидуального знания (СИЗ). На множестве переменных, описывающих СИЗ, выделены две группы, характеризующие эту структуру как сеть семантическую ассоциативную или пропозициональную. Для каждого испытуемого 6-13 лет на основе показателей когнитивных стилей и уровня развития мышления по решению задач Ж. Пиаже были оценены интуитивные и рациональные характеристики познавательной деятельности. Показана связь психологических характеристик с параметрами СИЗ: интуитивность - семантическая ассоциативная сеть; рациональность - пропозициональная сеть. Анализ высказываний в интервью показал, что при свободных и экспертных суждениях употребляются разные синтаксические конструкции и семантически различающиеся фразеологические единицы. Эти различия интерпретированы в терминах феноменологии интуитивного-рационального. Установлено, что "интуитивность" высказываний в свободной беседе определяется актуализацией СИЗ как семантической ассоциативной сети, а "рациональность" высказываний при экспертных суждениях - как семантической пропозициональной сети. Библ. 66
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.11
Рубрики: СОЗНАНИЕ
РАЦИОНАЛЬНОЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ

ЗАДАЧИ Ж. ПИАЖЕ

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АССОЦИАТИВНАЯ СЕТЬ

ЭКСПЕРТНЫЕ СУЖДЕНИЯ


Доп.точки доступа:
Максимова, Н.Е.; Александров, И.О.; Тихомирова, И.В.; Филиппова, Е.В.; Никитин, Ю.Б.


2.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 99.07-04П1.49

   

    Комплексное исследование структуры индивидуального знания [Текст] / И. О. Александров [и др.] // Психол. ж. - 1999. - Т. 20, N 1. - С. 49-69 . - ISSN 0205-9592
Аннотация: Формальное описание структуры индивидуального знания (СИЗ) в стратегической позиционной игре дано для детей 6-13 лет и взрослых испытуемых. У детей 6-13 лет оценены уровень развития мышления и индивидуальные психологические характеристики. Дано описание структуры индивидуального опыта, основанное на анализе последовательности актов и активности поведенчески специализированных нейронов лимбической коры, для животных, обученных тремя разными способами выполнению циклического пищедобывательного поведения. Сопоставление результатов разных экспериментальных серий показало, что СИЗ в определенной предметной области может быть описана как множество базовых компонентов и их групп, образованных отношениями различного типа. Базовые компоненты фиксируются как образования, представляющие вновь сформированные акты взаимоотношения субъекта с предметной областью; им соответствуют группы нейронов, специализированных относительно данного акта. На множестве базовых компонентов описаны отношения следования, генерации, координации, AND, IOR, XOR, которые реализуются как взаимовлияния между группами специализированных нейронов. Состав базовых компонентов, а также отношения генерации, следования и AND преимущественно соответствуют структуре предметной области и являются генетическими предшественниками групп базовых компонентов и отношений координации, XOR и IOR, которые отражают преимущественно индивидуальную историю взаимоотношений субъекта с предметной областью. Особенности СИЗ в конкретной предметной области соответствуют общему уровню познавательного развития и индивидуальным психологическим характеристикам субъекта и определяют феноменологию наблюдаемого поведения, его временные и содержательные характеристики
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.11
Рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ

СТРУКТУРА

КОМПОНЕНТЫ

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

КОМПОНЕНТЫ

ОТНОШЕНИЯ

НЕЙРОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ


Доп.точки доступа:
Александров, И.О.; Максимова, Н.Е.; Горкин, А.Г.; Шевченко, Д.Г.; Тихомирова, И.В.; Филиппова, Е.В.; Никитин, Ю.Б.


3.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 01.11-04П1.28

   

    Типология интуитивного-рационального и формирование структуры индивидуального знания [Текст] / Н. Е. Максимова [и др.] // Психол. ж. - 2001. - Т. 22, N 1. - С. 43-60 . - ISSN 0205-9592
Аннотация: Для 98 испытуемых пяти возрастных групп (6-7, 8-9, 10-11, 12-13, 18-44 лет) с помощью специальных алгоритмов формально описывали структуру знания в стратегической игре двух партнеров, сформированную в процессе исследования. Выделяли такие составляющие структуры, как семантическая ассоциативная (САС) и пропозициональная (СПС) сети, содержательная интерпретация свойств которых соответствует интуитивному и рациональному типам взаимодействия субъекта с миром. У испытуемых определяли характерное соотношение индивидуально-психологических черт, составляющих синдромы интуитивного и рационального типов взаимодействия с миром. Установлено: 1) САС и СПС представляют собой относительно обособленные составляющие структуры индивидуального знания (СИЗ); 2) формирование САС и СПС продолжается на всем интервале приобретения компетенции; 3) при приобретении компетенции и в возрастном ряду формирование САС опережает формирование СПС, причем величина временного сдвига между ними уменьшается в том и другом случае; 4) дескрипторы САС и СПС изменяются в соответствии со степенью выраженности индивидуально-психологических характеристик, составляющих синдромы интуитивного и рационального типов взаимодействия с миром, в процессе приобретения компетенции и в возрастном ряду. Предполагается, что развитие САС - исходный структурный уровень для формирования СПС, а СПС, в свою очередь, является структурным уровнем для развития САС на следующем этапе формирования СИЗ. Асинхронность развития САС и СПС при их одновременной актуализации в процессе взаимодействия лежит в основе феноменологии интуитивного-рационального. Библ. 55
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.41.11
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ИНТУИТИВНОЕ

РАЦИОНАЛЬНОЕ

ТИПОЛОГИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ


Доп.точки доступа:
Максимова, Н.Е.; Александров, И.О.; Тихомирова, И.В.; Филиппова, Е.В.


4.
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 04.12-04П1.59

   

    Структура и актуалгенез субъекта с позиций системно-эволюционного подхода [Текст] / Н. Е. Максимова [и др.] // Психол. ж. - 2004. - Т. 25, N 1. - С. 17-40 . - ISSN 0205-9592
Аннотация: На основе современных представлений об эволюционных закономерностях индивидуального развития рассматривается системная организация и актуалгенез субъекта (коллективного и индивидуального) как структурного компонента психологического взаимодействия. Цель работы - установление сопряженности между оценками предметной и социальной компетенции индивида как аспектами описания психологического взаимодействия, а также дескрипторами структуры индивидуального знания (СИЗ) в определенной предметной области как подсистемы субъекта в формальном пространстве реконструкции психологического субъекта, построенном на основе соотношений этих групп переменных. В исследовании принимали участие 66 юношей в возрасте от 14 до 18 лет, которые приобретали компетенцию в стратегической игре двух партнеров. У них по специальным алгоритмам формально описывали СИЗ и оценивали уровень развития интеллекта, когнитивные стили, мотивационный профиль, социальный интеллект, уровень морального развития и локус контроля. Показано, что для построения пространства реконструкции психологического субъекта достаточно трех измерений. В этом пространстве характеристикам предметной и социальной компетенции индивида не соответствуют какие-либо специфические оси или направления, но оно неоднородно по отношению к дескрипторам СИЗ и актуализации ее составляющих. Библ. 70
ГРНТИ  
ВИНИТИ 151.21.51.19
Рубрики: ЛИЧНОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ

АКТУАЛГЕНЕЗ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ


Доп.точки доступа:
Максимова, Н.Е.; Александров, И.О.; Тихомирова, И.В.; Филиппова, Е.В.; Фомичева, Л.Ф.


 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)