Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткийполный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=ГЛУБОКАЯ ЭКОЛОГИЯ<.>)
Общее количество найденных документов : 5
Показаны документы с 1 по 5
1.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI07) 89.09-04А1.2

    Tokar, Brian.

    Social ecology, deep ecology and the future of green political thought [Text] / Brian Tokar // Ecologist. - 1988. - Vol. 18, N 4-5. - P132-141 . - ISSN 0261-3131
Перевод заглавия: Социальная экология, глубокая экология и будущее политической мысли "Зеленых"
Аннотация: В течение последних лет развитие движения в защиту окружающей среды (движение "Зеленых") в США затормозилось вследствие раскола ранее единого течения на группу последователей Меррея Букчина - движение "Социальная экология" (СЭ) - и ряд групп приверженцев "глубокой экологии" (ГЭ), провозглашающих лозунг "Земля прежде всего" и скептически относящихся к социальной проблематике и даже к возможностям человечества в целом. Сторонники ГЭ отказываются признать высшую и вообще позитивную ценность человека по сравнению с ценностью др. биол. видов. В противоположность ГЭ, приверженцы СЭ рассматривают экол. кризис как форму проявления кризиса социального. Необходимо прекратить полемику между сторонниками обоих направлений и заменить присущее СЭ антропоцентрическое мышление, а присущее ГЭ биоцентрическое мышление мышлением более высокого, "экоцентрического" уровня. ГЭ является результатом утрированного развития традиционных агрикультурных ценностей, СЭ возникла в результате движения широких слоев городского населения "к земле". Сближение обоих течений должно быть достигнуто в результате синтеза ценностной ориентации "городской" СЭ и радикально агрикультурной ГЭ. Только на базе всеобъемлющего экол. мышления, к-рое должно проникнуть во все сферы теоретической и практической деятельности, движение "Зеленых" может обрести новый политический и организационный импульс. Библ. 53.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.01.05
Рубрики: ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

ГЛУБОКАЯ ЭКОЛОГИЯ

США



2.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI07) 89.10-04А1.41

    Skolimowski, Henryk.

    Eco-philosophy and deep ecology [Text] / Henryk Skolimowski // Ecologist. - 1988. - Vol. 18, N 4-5. - P124-127 . - ISSN 0261-3131
Перевод заглавия: Экофилософия и глубокая экология
Аннотация: Философские принципы, восходящие к буддистским, даосским и др. традиционным направлениям вост. мысли, включают идею жизни в гармонии с окружающей средой, тезисы о необходимости общения с природой, сострадания ко всему живущему, ценности жизни вообще (не только человеческой). В своей совокупности эти принципы образуют тезаурус философских убеждений, объединяемых сторонниками и глубокой экологии под названием экофилософии. Экофилософия отвергает многие принятые в европейской философии принципы и позиции из-за их антропоцентризма: так, неприемлема в экофилософском плане философия П. Тейяра де Шардена, в др. отношениях (помимо своей антропоцентрической установки) близкая приверженцам глубокой экологии. Однако отказ от антропоцентризма, доводимый ими до отказа от придания человеку какой-либо высшей по сравнению с любым др. живым существом ценности, деформирует этический аспект экофилософии и в конечном счете ведет к отрыву всего течения глубокой экологии от научной разработки экол. проблем. В том же направлении действует и скептическое отношение сторонников глубокой экологии к эволюции, ведущее к тому, что и космологический аспект в его биол. и онтологическом измерении оказывается им чужд. США, Univ. of Michigan, Ann Arbor, MI 48109. Библ. 9.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.01.07
Рубрики: ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ГЛУБОКАЯ ЭКОЛОГИЯ

ФИЛОСОФИЯ

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ЭКОФИЛОСОФИЯ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

ЭВОЛЮЦИЯ

КОСМОЛОГИЯ



3.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI07) 89.10-04А1.42

    Naess, Arne.

    Deep ecology and ultimate premises [Text] / Arne Naess // Ecologist. - 1988. - Vol. 18, N 4-5. - P128-131 . - ISSN 0261-3131
Перевод заглавия: Глубокая экология и высшие предпосылки [философского и биологического мышления]
Аннотация: Глубокая экология (I) ведет к переосмыслению предпосылок философского и биол. мышления в плане их сближения с основными категориями традиционного, в значительной мере донаучного мышления, представленного в восточных культурах (в особенности инд. и кит.), а также в культурах народов, сравнительно мало подвергшихся воздействию европейской цивилизации, напр., у саами сев. Норвегии. К числу этих категорий относится прежде всего тождественность субъективного и объективного, единство жизни как таковой (в человеке и вне него), недопустимость причинения ущерба живым существам. Принятие этих категорий служит, с точки зрения I, столь же важной предпосылкой мышления, как и принцип философского плюрализма (допустимость обоснования I с различных философских позиций), признание необходимости социального и политического действия для реализации выработанных философией и биологией норм, принцип асб. ценности любого биол. вида. Из последнего принципа I выводит в качестве теор. основы охраны природы идею о недопустимости истребления (или хотя бы согласия с уничтожением) ни одного вида или вообще таксона животных или растений. Человек обязан стремиться сохранять существующее разнообразие органического мира в той мере, в какой это совместимо с жизненными интересами человека как вида. Акцентируя ценностные предпосылки научного и философского мышления, I стремится конституировать себя как течение, синтезирующее теорию и практику охраны природы и устанавливающее существенную общность предпосылок философского и биол. мышления. Библ. 7.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.01.07
Рубрики: ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ГЛУБОКАЯ ЭКОЛОГИЯ

ОХРАНА ПРИРОДЫ

ФИЛОСОФИЯ

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ДОНАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ

КАТЕГОРИИ



4.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI07) 89.10-04А1.43

    Sylvan, Richard.

    Taoism and deep ecology [Text] / Richard Sylvan, David Bennett // Ecologist. - 1988. - Vol. 18, N 4-5. - P148-159 . - ISSN 0261-3131
Перевод заглавия: Даосизм и глубокая экология
Аннотация: Древнекитайская философия, в особенности даосизм и близкие к нему направления, в ряде моментов близка к воззрениям современных представителей глубокой экологии (I) в США. Требование даосов "следовать дао" (буквально "пути") соответствует требованию I "следовать природе", не выдвигая при этом человека на первый план в качестве высшей или тем более единственной ценности, но пропагандируя идеал "нетронутой природы", подлежащей консервации безотносительно к утилитарной, рекреационной или какой-либо иной роли для человека. Др. общие для даосизма и I моменты - требование достичь гармонии с природой, идея "опрощения", ограничение круга человеческих потребностей лишь непосредственно необходимым. В др. отношениях I расходится с даосизмом, т. к. исходит, напр., из принципа ограниченности природных ресурсов (для даосов природа неограниченно богата); требует неиерархической структуры общества (в даосизме должное отношение человека к природе контролируется иерархическими социальными структурами); проповедует замкнутость производственных циклов, что для даосизма не было актуальной задачей. Австралия, The Eco-Logical Trust, RMB 683, Bungendore, Australia 2621.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.01.07 + 341.01.05
Рубрики: ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ГЛУБОКАЯ ЭКОЛОГИЯ

ОХРАНА ПРИРОДЫ

ФИЛОСОФИЯ

ДАОСИЗМ


Доп.точки доступа:
Bennett, David


5.
РЖ ВИНИТИ 34 (BI07) 93.09-04А1.001

    Marx, Leo.

    Environmental degradation and the ambiguous social role of science and technology [Text] / Leo Marx // J. Hist. Biol. - 1992. - Vol. 25, N 3. - P449-468 . - ISSN 0022-5010
Перевод заглавия: Деградация среды и двоякая социальная роль науки и технологии
Аннотация: Наука играет первостепенную роль в организации природоохранных мероприятий. В то же время многие из вопиющих фактов деградации среды за последние десятилетия так или иначе связаны с успехами науки и технологии и со злоупотреблением ими: Чернобыль, гибель "Челленджера", бомбардировка Дрездена, Хиросима, внедрение ДДТ и др. инсектицидов, загрязнение воды хим. удобрениями. В теор. отношении деградации среды способствовала такая догма науки (в особенности XIX- начала ХХ в., но и позднее), как прогрессизм, поскольку прогресс науки выдвигался как панацея от всех экол. бедствий и поскольку недооценивалась отрицательная роль науки в балансе "человек-среда". Глубокая экология, выдвигаемая как альтернатива сциентизму и технократизму в деле охраны природы, требует, с одной стороны, отказа от односторонней опоры на науку в ущерб традиционным формам знания, медицины и т. д., а с др. стороны, применения новейших достижений науки типа использования солнечной, приливной, ветровой энергии. США, Massachusetts Inst. of Technology Cambridge, MA 02139.
ГРНТИ  
ВИНИТИ 341.01.05
Рубрики: НАУКА И ОБЩЕСТВО
ТЕХНОКРАТИЗМ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

"ГЛУБОКАЯ" ЭКОЛОГИЯ



 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)