Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткий полный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ<.>)
Общее количество найденных документов : 18
Показаны документы с 1 по 18
1.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.03-04П1.110

Автор(ы) : Manning, Susan Karp, Robinson Iliana L.
Заглавие : Recency and suffix effects as a function of auditory confusability and set size
Источник статьи : Amer. J. Psychol. - 1989. - Vol. 102, N 4. - С. 495-510
Аннотация: В 2 экспериментах исследовалось влияние слухового сходства и объема предъявляемого материала на феномены новизны (последнего элемента последовательности) и суффикса (добавления элемента, к-рый не нужно запоминать, к последовательности, к-рую необходимо запомнить) при запоминании предъявляемых на слух слов. Установлено, что эффект новизны ниже для сходных стимулов, чем для несходных. Уменьшение объема предъявляемого материала не уменьшает влияние новизны при несходных стимулах; уменьшение объема при сходных стимулах ведет к полному исчезновению феномена новизны. Эффект суффикса наблюдается во всех условиях, снижая при этом эффект новизны там, где он присутствовал. США, Hunter College, New York, NY 10021. Библ. 22.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
ЭФФЕКТ СУФФИКСА
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

2.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.06-04П1.129

Автор(ы) : Manning, Susan Karp, Koehler, Laura, Hampton, Scott
Заглавие : The effects of recoding and presentation format on recency and suffix effects
Источник статьи : Mem. and Cognit. - 1990. - Vol. 18, N 2. - С. 164-173
Аннотация: Согласно лингвистической теории Shand, Klima, стимулы, к-рые не м. б. обработаны непосредственно, без перекодирования, дают менее выраженные феномены новизны и суффикса. В 3 экспериментах нормально слышащие испытуемые заучивали знаки жестового языка, зрительно предъявлявшиеся псевдослова и псевдослова и английские слова, предъявлявшиеся на слух. В 1-м эксперименте испытуемым предъявлялись жестовые знаки или псевдослова в сочетании со словами; требовалось точно воспроизвести заданную последовательность. Во 2-м и 3-м экспериментах испытуемые д. б. воспроизвести слова, к-рые предъявлялись в. сочетании со знаками и псевдословами. Показано, что феномен суффикса проявляется лишь при звуковом предъявляении псевдослов и слов. В противоречие теории, более выраженные феномены новизны и суффикса получены на псевдословах, чем на словах, хотя псевдослова для обработки требуют перекодирования. США, Dep. of Psychology, Hunter College, 695 Park Avenue, New York, NY 10021. Библ. 21.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЭФФЕКТ СУФФИКСА
ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ
МОДАЛЬНОСТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

3.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.06-04П1.137

Автор(ы) : Battacchi Marco W., Pelamatti Giovanna M., Umilta, Carlo
Заглавие : Is there a modality effect? Evidence for visual recency and suffix effects
Источник статьи : Mem. and Cognit. - 1990. - Vol. 18, N 6. - С. 651-658
Аннотация: Эффект новизны (ЭН), состоящий в том, что сигналы, предъявленные последними, лучше запоминаются, больше выражен при слуховом предъявлении стимулов, чем при зрительном. Обсуждается участие механизмов временного и пространственного кодирования в ЭН. Цель 1-го эксперимента состоит в проверке гипотезы, согласно к-рой в припоминании зрит. стимулов, имеющих пространственное расположение, имеет место ЭН. Эксперим. материалом служили 2-буквенные слоги (Сл). Варьировался способ организации информации: 1) непространственный, т. е. поочередное предъявление Сл на одном и том же месте экрана; 2) пространственный - горизонтальное или вертикальное расположение Сл. Сравнивается припоминание зрительной и слуховой информации. Обнаружен ЭН для пространственноорганизованных зрит. стимулов и слуховых стимулов с временной структурой. Во 2-м эксперименте сравнивается участие факторов временной и пространственной организации зрит. стимулов. Модифицирована схема эксперимента: нарушается соответствие временного и пространственного порядка, т. е. пространственная позиция Сл не соответствует сериальному месту данного Сл. Получен ЭН в ситуации пространственно-временного конфликта. Доказывается доминирующая роль пространственной организации Сл, т. е. Сл припоминаются в соответствии с их позицией в пространстве. В 3-м эксперименте испытуемых просили запомнить временную последовательность Сл, предъявляемых визуально. Показано, что испытуемые в этом случае используют речевой код при запоминании зрит. информации. Италия, Dep. of Psychology, Viale Berti Pichat, 5, 1-40127 Bologna. Библ. 41.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
МОДАЛЬНОСТЬ СТИМУЛОВ
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

4.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.10-04П1.104

Автор(ы) : Sato, Koichi
Заглавие : Recency effects and distinctiveness of position/order information
Источник статьи : Percept. and Mot. Skills. - 1990. - Vol. 71, N 1. - С. 259-266
Аннотация: Проверяется гипотеза о том, что в основе как долговременного, так и кратковременного эффекта новизны лежит информация о расположении воспринимаемых единиц. Гипотеза проверялась как в стандартных экспериментах на свободное воспроизведение, так и в экспериментах с использованием помех. Изучалось влияние преднамеренно и случайно полученной информации о расположении единиц. Влияние факторов новизны и информации о расположении единиц было продемонстрировано в обоих экспериментах, однако корреляция между ними была получена только в эксперименте на свободное воспроизведение. Делается вывод о зависимости кратковременного эффекта новизны от влияния информации расположения единиц. Япония, Faculty of Human Sciences, Osaka Univ., 1-2 Yamadaoka, Suita, Osaka, 565. Библ. 19.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ВОСПРИЯТИЕ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ИНФОРМАЦИЯ О РАСПОЛОЖЕНИИ ЕДИНИЦ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

5.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.02-04П1.256

Автор(ы) : McCann C.Douglas, Higgins E.Tory, Fondacaro Rocco A.
Заглавие : Primacy and recency in communication and self-persuasion: How successive audiences and multiple encodings influence subsequent evaluative judgments
Источник статьи : Social Cogn. - 1991. - Vol. 9, N 1. - С. 47-66
Аннотация: Исследовалось влияние множественных коммуникативных контекстов на кодирование испытуемыми информации о др. человеке и их отношение к этому человеку. Испытуемые прочитывали описание человека и д. б. изложить его 2 аудиториям, одной из к-рых (по инструкции) этот человек нравился, а др. не нравился. Промежуток между составлением 2 изложений был либо длинным, либо коротким. При коротком промежутке испытуемые модифицировали свое изложение для обеих аудиторий; при длинном - только для первой; первое изложение влияло на содержание изложения для второй аудитории. Изменение состояло в придании изложению характера, соответствующего установке аудитории. Впечатление испытуемых об описываемом человеке и отношение к нему зависело от вербального кодирования информации о нем. При коротком промежутке между двумя изложениями обнаружен эффект новизны, при длинном - эффект предшествования. США, Dep. of Psychology, Columbia Univ. 406 Schermerhorn Hall, 119th Street and Amsterdam Ave., New York, NY 10027. Библ. 37.
ГРНТИ : 15.41.39
Предметные рубрики: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
МНОЖЕСТВЕННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ КОНТЕКСТЫ
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ
ИЗЛОЖЕНИЕ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЭФФЕКТ ПРЕДШЕСТВОВАНИЯ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

6.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.03-04П1.077

Автор(ы) : Sato, Koichi
Заглавие : Recency effects and temporal distinctiveness: dissociation between free recall and memory for position/order
Источник статьи : Percept. and Mot. Skills. - 1990. - Vol. 71, N 3. - С. 1339-1351
Аннотация: В соответствии с гипотезой временного различения в основе эффекта новизны как в кратковременной, так и в долговременной памяти лежит различение временной (т. е. позиционной и порядковой) информации. Эта гипотеза проверялась в 2 экспериментах. В эксперименте 1 эффект новизны сопоставлялся с запоминанием позиционно-порядковой информации. В эксперименте 2 запоминание этой информации сопоставлялось с эффектом новизны при свободном воспроизведении в кратковременном запоминании. Рез-ты показали, что эффект новизны и запоминание позиционно-порядковой информации подчиняются разным закономерностям. Гипотеза не подтвердилась. Япония, Faculty of Human Sciences, Osaka Univ., Suita, Osaka 365. Библ. 32.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ВРЕМЕННОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ
ПОЗИЦИОННО-ПОРЯДКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
КРАТКОВРЕМЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

7.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.05-04П1.125

Автор(ы) : McDowd, Joan, Madigan, Stephen
Заглавие : Ineffectivenes of visual distinctiveness in enhancing immediate recall
Источник статьи : Mem. and Cognit. - 1991. - Vol. 19, N 4. - С. 371-377
Аннотация: Glenberg (1984) предположил, что эффект новизны, наблюдаемый при предъявлении слуховых стимулов, больше аналогичного эффекта, наблюдаемого на зрительных стимулах, благодаря большей временной различимости стимулов в слуховой последовательности. Экспериментально повышалась зрительная различимость стимулов (с помощью цвета, пространственного расположения и минимизации зрительной интерференции). Повышение зрительной различимости не привело к повышению продуктивности воспроизведения. США, Dep. of Psychology, SGM-501, Univ. of Southerm California, Los Angeles, CA 90089-1061. Библ. 15.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
РАЗЛИЧИМОСТЬ СТИМУЛОВ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

8.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.06-04П1.156

Автор(ы) : Rybash John M., Osborne Joyce L.
Заглавие : Implicit memory, the serial position effect, and test awareness
Источник статьи : Bull. Psychonom. Soc. - 1991. - Vol. 29, N 4. - С. 327-330
Аннотация: 3 гр. студентов (по 20 человек в каждой гр.) выполняли тесты для оценки эксплицитной памяти (способности к свободному воспроизведению информации и к воспроизведению с подсказкой) либо тесты для оценки имплицитной памяти (способности к завершению последовательности слов). Испытуемые, выполнявшие задания на свободное воспроизведение, продемонстрировали эффект предшествования (ЭП) и эффект новизны. Испытуемые, выполнявшие др. задания, продемонстрировали эффект новизны, но не продемонстрировали ЭП. При выполнении заданий на проверку имплицитной памяти испытуеые с высокой тестовой осведомленностью продемонстрировали более выраженный ЭП по сравнению с испытуемыми с низкой тестовой осведомленностью и менее выраженный ЭП по сравнению с испытуемыми, выполнявшими задания на воспроизведение с подсказкой. США, Dep. of Psychology, Hamilton College, Clinton, NY 13323. Библ. 13.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
ЭКСИЛИЦИТНАЯ/ИМИЛИЦИТНАЯ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ТЕСТОВАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

9.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.07-04П1.066

Автор(ы) : McKenzie Wendy A., Humphreys Michael S.
Заглавие : Recency effects in direct and indirect memory tasks
Источник статьи : Mem. and Cognit. - 1991. - Vol. 19, N 4. - С. 321- 331
Аннотация: Испытуемые заучивали 2 ряда слов, а затем воспроизводили их, получая в кач-ве стимула либо часть слова, либо целое слово, ассоциативно связанное с одним из слов ряда. Половина испытуемых получала инструкцию на продуцирование (косвенная проверка памяти), а половина - на воспроизведение (прямая проверка памяти). При сокращении интервала между вторым рядом и воспроизведением эффект новизны обнаружен для стимулов, состоящих из части слова, при обоих типах инструкций. Для стимулов, состоящих из слов, эффект новизны не обнаружен. Эти рез-ты противоречат простому противопоставлению прямых и косвенных мнестических заданий. Австралия, Dep. Psychology, Univ. of Queensland, Queensland 4072. Библ. 27.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
ПРЯМЫЕ/КОСВЕННЫЕ МНЕСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

10.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 93.05-04М3.222

Автор(ы) : Kemble Ernest D., Gibson Brett M.
Заглавие : Avoidance and hypoalgesia induced by novel odors in mice
Источник статьи : Psychol. Rec. - 1992. - Vol. 42, N 4. - С. 555-563
Аннотация: Самцы крыс четко обнаруживали р-цию отвращения на запах кошачьей подстилки (и предпочитали запах особей своего вида), а также запах циннамона и шоколада. Кратковременное предъявление запаха кошачьей подстилки увеличивало порог болевого прыжка (на удар током по лапам через пол); предъявление циннамона увеличивало пороги обоих рефлексов - и вздрагивания и "прыжка". Полагают, что новизна (в данном случае запаха) способствует усилению защитных р-ций и гипоальгезии, вызываемых запахами потенциальных хищников. США, Univ. of Minnesota-Morris. Библ. 22.
ГРНТИ : 34.39.19
Предметные рубрики: ОБОНЯНИЕ
НОВЫЕ ЗАПАХИ
БОЛЬ
УДАР ТОКОМ
ГИПОАЛЬГЕЗИЯ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
КРЫСЫ
Дата ввода:

11.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 93.07-04П1.046

Автор(ы) : Turner Marilyn L., Engle Randall W., Johnson Stephen K., McNamara Danielle S.
Заглавие : Effects of same-modality inrterference on immediate serial recall of auditory and visual information
Источник статьи : J. Gen. Psychol. - 1992. - Vol. 119, N 3. - С. 247-263
Аннотация: Изучено влияние интерференции сигналов той же модальности на немедленное сериальное воспроизведение по памяти звуковых и зрительных стимулов. Исследование проводилось в условиях звукоизоляции и минимизации влияния посторонних зретельных стимулов. Использовались процедуры, исключающие интерференцию выходящих за пределы определенного списка зрительных сигналов и включающие интерференцию выходящих за пределы определенного списка звуковых сигналов. При исключении интерферирующих зрительных сигналов наблюдался эффект новизны зрительных сигналов, к-рый, однако, был слабее эффекта новизны, возникающего при использовании звуковых сигналов. Обнаружено, что воспроизведение середины и конца списка зрительных стимулов не зависит от кол-ва интерферирующей зрительной информации. С др. стороны, введение интерферирующих звуковых сигналов улучшало воспроизведение середины списка звуковых стимулов. США, Dept. of Psychology, Wichita State Univ., Wichita, KS 67208. Библ. 14.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
НЕМЕДЛЕННОЕ СЕРИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

12.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 93.07-04П1.173

Автор(ы) : Betz Andrew L., Gannon Katherine M., Skowronski John J.
Заглавие : The moment of tenure and the moment of truth: When it pays to be aware of recency effects in social judgments
Источник статьи : Social Cogn. - 1992. - Vol. 10, N 4. - С. 397-413
Аннотация: Изучалось влияние порядка предъявления диагностической информации на формирование впечатления о человеке. Испытуемые оценивали 6 людей по параметрам "честности" и "интеллекта". Предъявляемые им описания людей были противоречивыми, включающими I ключевое диагностическое св-во и 1 или 4 дополнительных противоположных ключевому диагностических св-в. Половине испытуемых ключевое св-во предъявлялось первым (за ним следовали дополнительные св-ва), половине испытуемых ключевое св-во предъявлялось последним. Обнаружен эффект новизны: ключевое диагностическое св-во оказывало наибольшее влияние на впечатление о человеке, если предъявлялось последним. Эффект новизны возрастал по мере возрастания степени выраженности предъявляемых диагностических св-в. США, 1910 Univ. Drive, Boise State Univ., Boise, Idaho, 83725. Библ. 31.
ГРНТИ : 15.41.39
Предметные рубрики: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

13.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 93.08-04П1.089

Автор(ы) : LeCompte Denny C.
Заглавие : In search of a strong visual recency effect
Источник статьи : Mem. and Cognit. - 1992. - Vol. 20, N 5. - С. 563-572
Аннотация: В том случае, когда последовательность зрительных стимулов предъявляется в определенном месте, непосредственное сериальное воспроизведение этой последовательности характеризуется незначительным эффектом новизны (ЭН). По данным Battacchi и др. (1990), распределение зрительных стимулов в пространстве или во времени приводит к существенному величению ЭН. После 7 эксперим. попыток воспроизвести эксперименты Battacchi, авт. ст. сообщает, что ему не удалось создать сильный ЭН с помощью рассредоточенных в пространстве или во времени стимулов. Библ. 27.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СТИМУЛОВ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

14.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 94.05-04П1.067

Автор(ы) : Thapar, Anjali, Greene Robert L.
Заглавие : Evidence against a short-termstore account of long-term recency effects
Источник статьи : Mem. and Cognit. - 1993. - Vol. 21, N 3. - С. 329-337
Аннотация: При выполнении испытуемых отвлекающих заданий до и после каждого пункта в запоминаемом списке, они лучше воспроизводили по памяти последний в списке пункт по сравнению с пунктами, находящимися в середине списка. Koppenaal и Glauzek (1990) показали, что данный эффект м. б. устранен путем выполнения после последнего в списке пункта отвлекающего задания, отличного от др. отвлекающих заданий. Полученные ими рез-ты они интерпретировали как влияние кратковременной памяти на эффект долговременной новизны. В ст. представлены рез-ты исследования, опровергающие такую т. зр. США, Dept. of Psychology, Case Western Reserve Univ. Cleveland, OH 44106. Библ. 25.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ОТВЛЕКАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

15.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 94.05-04П1.076

Автор(ы) : Murdock Bennet B.
Заглавие : Primacy and recency in serial recall and recognition : Pap. and Poster 34th Annu. Meet. Psychon. Soc., Washington, D. C., Nov. 5-7, 1993
Источник статьи : Bull. Psychonom. Soc. - 1993. - Vol. 31, N 5. - С. 407
Аннотация: Для сериального воспроизведения характерен выраженный эффект предшествования, для воспроизведения в виде узнавания - выраженный эффект новизны. Показано, что chunking-модель по меньшей мере воспроизводит эти особенности разных видов воспроизведения.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
СЕРИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
УЗНАВАНИЕ
ЭФФЕКТ ПРЕДШЕСТВОВАНИЯ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

16.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 94.05-04П1.077

Автор(ы) : Marks Allison R., Crowder Robert G., Wenk Heidi E.
Заглавие : Recency for dance gestures : Pap. and Poster 34th Annu. Meet. Psychon. Soc., Washington, D. C., Nov. 5-7, 1993
Источник статьи : Bull. Psychonom. Soc. - 1993. - Vol. 31, N 5. - С. 404
Аннотация: В 2 экспериментах показано, что продолжительность предъявления для запоминания названий балетных па соответствующих видеозаписей оказывает влияние на проявление эффекта новизны в запоминании. Испытуемые с балетной подготовкой запоминали списки, состоявшие из 7 названий балетных па. Списки предъявлялись на слух, в виде напечатанных слов, или в виде выполненных в технике мультипликации соответствующих движений. Эффект новизны был одинаково выражен при всех условиях предъявления - если стимулы предъявлялись с одинаковой длительностью. Но эффект новизны варьировал в зависимости от длительности предъявления видеозаписей движения.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПАМЯТЬ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

17.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 94.10-04П1.030

Автор(ы) : Horlitz Krista L., O'Leary, Ann
Заглавие : Satiation or availability? Effects of attention, memory and imagery on the perception of ambiguous figures
Источник статьи : Percept. and Psychophys. - 1993. - Vol. 53, N 6. - С. 668-681
Аннотация: В эксперименте исследуется влияние феномена перцептивного насыщения на восприятие обратимых фигур. Выдвигается гипотеза, согласно которой длительное рассматривание обратимых фигур не приводит к утомлению рецепторов или зрительных "каналов" (как принято считать), но скорее создает условия, при которых переключение с одного перцепта на другой становится естественным (удобным). Это переключение есть отражение перцептивного насыщения. В эксперименте использовалась техника длительной инспекции. Испытуемый смотрел некоторое время на одну из половинок обратимой фигуры, предъявляемую в ряду подобных ей стимулов-помех (фаза инспекции, которая должна продуцировать насыщение). Затем следовала тестовая фаза, необходимая для измерения степени насыщения, в которой предъявлялась фигура целиком. Фиксировалось количество переключений. Полученные результаты показывают, что предварительное знакомство с частью обратимой фигуры (фаза инспекции) обеспечивает готовность к более быстрому переключению на альтернативный перцепт. В качестве объяснения феномена переключения внимания предлагается понятие новизны. Одна из составляющих обратимой фигуры более знакома, чем другая (т. к. участвует в фазе активного рассматривания). Переключение на альтернативную часть - это реакция организма на новизну. Реакция представляет собой автоматический процесс, имеющий важное адаптивное значение. США, Dep. of Psychology, Busch Campus, Rutgers Univ., New Brunswick, NJ 08903. Библ. 42.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ОБРАТИМЫЕ ФИГУРЫ
ПЕРЦЕПТИВНОЕ НАСЫЩЕНИЕ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

18.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 94.11-04П1.033

Автор(ы) : Baddeley Alan D., Hitch, Graham
Заглавие : The recency effect: Implicit learing with explicit retrieval? : [Pap. Symp. "Short-Term Mem." Psychon. Soc. Meet., San Francisco, Nov., 1991
Источник статьи : Mem. and Cognit. - 1993. - Vol. 21, N 2. - С. 146-155
Аннотация: Эффект новизны в кратковременной памяти активно исследовался в 1960-е г.г., однако с тех пор практически игнорируется. Причиной тому, с т. зр. авт., является отнесение эффекта новизны к механизмам первичного запоминания, и пренебрежение его ролью в более широком контексте рабочей памяти. Высказывается предположение о том, что эффект новизны отражает применение эксплицитных стратегий восстановления резидуальных следов имплицитного научения в рамках когнитивной системы. При имплицитном восстановлении те же резидуальные следы создают основу эффекта предшествования. К эффекту новизны применимы критерии имплицитного научения, описанные Tulving, Schacter (1990). С т. зр. авт., подход, объединяющий понятия новизны, предшествования и имплицитного научения может служить основой понимания наиболее важных феноменов познания, памяти, ориентации во времени и пространстве. Великобритания, MRC Applied Psychology Unit, 15, Chaucer Road, Cambridge CB2 2EF. Библ. 66.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ИМПЛИЦИТНОЕ НАУЧЕНИЕ
ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ
ЭФФЕКТ ПРЕДШЕСТВОВАНИЯ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)