Главная Назад


Авторизация
Идентификатор пользователя / читателя
Пароль (для удалённых пользователей)
 

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Найдено в других БД
Формат представления найденных документов:
библиографическое описаниекраткий полный
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=НАЗЫВАНИЕ<.>)
Общее количество найденных документов : 51
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-40   41-51 
1.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.04-04М3.794

Автор(ы) : Moseley, David
Заглавие : Dominance, reading and spelling
Источник статьи : Bull. audiophonol. - 1987. - Vol. 4, N 4 - 5. - С. 443-463
Аннотация: Обследовано более 1200 детей в возрасте 8 - 10 лет с целью обнаружить влияние доминирования правой или левой руки и глаза на нек-рые когнитивные функции. Группы детей: а) с дефектами названия букв, б) с дизлексией, в) с высокоразвитыми пространственными ("правополушарными") способностями - сравнивались с детьми, у к-рых все эти способности были в пределах средних популяционных значений. Показано, что, во-1-х, между различными показателями полушарного доминирования нет статистически значимой конкордантности; во-2-х, дети с нарушением называния букв и дети с выдающимися пространственными способностями не отличались от "средних" детей ни по одному из 8 используемых показателей доминирования; в-3-х, дети с дизлексией отличались от остальных только по показателю доминирования глаза при цветовом зрении (у них в соотв. задаче наблюдалось явное доминирование левого глаза, у др. детей доминирование левого и правого глаза встречалось с одинаковой частотой). Рез-ты свидетельствуют о том, что доминирование руки и глаза не играет решающей роли в формировании способностей. Великобритания, School of Education - Univ. of Newcastle-upon-Tyne. Библ. 35.
ГРНТИ : 34.39.23
Предметные рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
РУКОСТЬ
ДОМИНИРОВАНИЕ ГЛАЗ
КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
ЧТЕНИЕ
НАЗЫВАНИЕ БУКВ
ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ЧЕЛОВЕК
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
Дата ввода:

2.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.01-04М3.529

Автор(ы) : Burton, Andrew, Kemp, Richard, Burton, Esme
Заглавие : Hemispheric priming and picture naming in an aphasic patient
Источник статьи : Aphasiology. - 1987. - Vol. 1, N 1. - С. 41-51
Аннотация: Б-ному с левосторонним мозговым кровоизлиянием показывали рисунки; одновременно с этим ему через наушники предъявляли 2 слова - одно на правое, другое на левое ухо. Б-ного просили обращать внимание на слово, подаваемое то на правое, то на левое ухо; он д. б. сказать, соответствует ли это слово предъявленному ему рисунку. Предполагалось, что сосредоточение внимания на информации, получаемой с помощью одного уха, вызывает "полушарное предшествование". Сокращение времени р-ции было получено при вызывании полушарного предшествования с левого уха. Рез-ты свидетельствуют о вовлеченности правого полушария в речевое функционирование при афазии. Великобритания, North East London Polytechnic, London E15 4LZ. Библ. 12.
ГРНТИ : 34.39.23
Предметные рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
ЛЕВОПОЛУШАРНОЕ КРОВОИЗЛИЯНИЕ
АФАЗИЯ
НАЗЫВАНИЕ РИСУНКОВ
ПОЛУШАРНОЕ ПРЕДШЕСТВОВАНИЕ
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ
ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

3.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.03-04М3.780

Автор(ы) : Heij, Wido La
Заглавие : Components of Stroop-like interference in picture naming
Источник статьи : Mem. and Cognit. - 1988. - Vol. 16, , N 5. - С. 400-410
Аннотация: В задачах Stroop семантич. информация оказывает интерферирующее влияние на скорость и точность называния перцептивных атрибутов. В этом эффекте замешаны и др., обычно неконтролируемые, факторы контекста. Оценку вклада независимых факторов в общий эффект интерференции проводили в задачах с одновременным предъявлением рисунков знакомых предметов (П) и письменных слов (Сл), располагавшихся сверху и снизу от точки фиксации. П и Сл принадлежали к 2 или 4 классам, а классы П различались по манере изображения. Кроме того, вместо Сл использовали также строку бессмысленных знаков. Форму совпадения-несовпадения П и Сл варьировали ортогонально. Длительность экспозиции составляла 150 мс; инструкция требовала называния П безотносительно к одновременно предъявленному Сл. Рез-ты показали, что общий интерферирующий эффект складывается из: 1) семантич. связи П и Сл; 2) семантич. релевантности Сл всей категориальной области П; 3) принадлежности Сл к узкой категории П; 4) самого факта предъявления Сл, а не набора знаков. Сделан вывод, что интерференция Сл и П происходит гл. обр. на уровне процесса извлечения названия П из памяти. Нидерланды, Univ. of Leiden Hooigracht 15, 2312 KM Leiden. Библ. 57.
ГРНТИ : 34.39.23
Предметные рубрики: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
STROOP ЗАДАЧИ
НАЗЫВАНИЕ РИСУНКОВ
ЭФФЕКТ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

4.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.06-04М3.550

Автор(ы) : McEvoy Cathy L.
Заглавие : Automatic and strategic processes in picture naming
Источник статьи : J. Exp. Psychol. Learn, Mem., and Cogn. - 1988. - Vol. 14, N 4. - С. 618-626
Аннотация: Испытуемым на экране тахистоскопа предъявлялось нек-рое слово (Сл), а затем изображение предмета (П), к-рый нужно было назвать как можно быстрее. Предъявленные Сл были связаны с названиями П по смыслу, либо были сходны с ними по звучанию. Обнаружено, что р-ции испытуемых ускоряются при наличии как смыслового, так и звукового сходства между стимулами. Однако этот эффект наблюдался лишь в том случае, когда в наборе стимулов отсутствовали Сл, полностью идентичные с названиями П. В противном случае р-ции на сходные с картинкой Сл замедлялись. Предполагается, что скорость реагирования в данных эксперим. условиях зависит по крайней мере от 2 процессов. Один из них сводится к автомат. активации набора образов или понятий, сходных с воспринятым стимулом, а др. обеспечивает сравнение Сл и П для выяснения их идентичности. Применение последней процедуры приобретает смысл, когда вероятность идентичных стимулов достаточно высока. Рассматриваются и др. возможные механизмы обнаруженных эффектов. США, Florida Mental Health Inst., Univ. of South Florida, Tampa, FL 33612. Библ. 32.
ГРНТИ : 34.39.23
Предметные рубрики: ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
НАЗЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
АВТОМАТИЧЕСКАЯ АКТИВАЦИЯ
СТРАТЕГИИ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

5.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.09-04М3.551

Автор(ы) : Johnson Carla J., Clark James M.
Заглавие : Children's picture naming diffuculty and errors: Effects of age of acquisition, uncertainty, and name generality
Источник статьи : Appl. Psycholinguist. - 1988. - Vol. 9, N 4. - С. 351-365
Аннотация: Изучались 3 фактора, связанные с трудностями в назывании картинок детьми: возраст приобретения данного понятия, неуверенность в соотношении понятия и картинки и обобщенность понятия. Установлено, что чем позже приобретается данное понятие и чем выше неуверенность, тем больше ошибок. Называние картинки зависит как от наличия соотв. понятия в лексической памяти, так и от его доступности, к-рая определяется степенью интерференции конкурирующих понятий. Канада, Univ. of Western Ontario, London, Ontario N6A 5C2. Библ. 49.
ГРНТИ : 34.39.23
Предметные рубрики: МЫШЛЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ
ОБОБЩЕННОСТЬ
КАРТИНКИ
НАЗЫВАНИЕ
ДЕТИ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

6.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.03-04М3.788

Автор(ы) : Reimann B.
Заглавие : Die Entwicklung des Objektbegriffes "Auto" und seiner sprachlichen Benennung im Zusammenspiel von Kommunikation und Kognition
Источник статьи : Z. Psychol. - 1988. - Vol. 196, N 2. - С. 189-205
Аннотация: Представлены рез-ты наблюдений за развитием концепции автомобиля у ребенка как продукта взаимодействия коммуникативных и когнитивных процессов. Обнаружено, что ребенок, начиная примерно с 9-го месяца выбирает отдельные комбинации звуков из услышанного от родителей слова "автомобиль" и связывает эти комбинации с постоянно меняющимися перцептивно-когнитивными структурами. В процессе коммуникации родители неосознанно ведут ребенка к когнитивной иерархизации и языковой дифференциации. Они обеспечивают обратную связь в развитии значения и предлагают новые возможности в речи и деятельности, когда замечают, что ребенок осознает связи между словом и объектом, действует дифференцированно и называет вещи именами. Очередность развития концептов (сначала базисный концепт, затем субконцепт) соответствует тому порядку, в к-ром родители предлагают ребенку новые возможности и речи и практич. деятельности. Авт. считает возможным существование на этой ранней стадии тесной связи между развитием звуковой структуры "auto" и базисного концепта "автомобиль". ГДР, Zentralinst. fur Sprachwissenschaft der Akademie der Wissenschaften der DDR Berlin, DDR-1100. Библ. 31.
ГРНТИ : 34.39.23
Предметные рубрики: РЕЧЬ
АНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ЗНАЧЕНИЯ
КОНЦЕПТЫ
НАЗЫВАНИЕ
ЗВУКОВЫЕ КОМБИНАЦИИ
КОММУНИКАЦИЯ
РОДИТЕЛИ
ДЕТИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

7.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.05-04М3.771

Автор(ы) : Popovici M., Voinescu I., Lugoji G.
Заглавие : Category, semantic field and naming in aphasics
Источник статьи : Rev. roum. med. Neurol. et psychiat. - 1988. - Vol. 26, N 3. - С. 153-169
Аннотация: 6 картинок 6 раз предъявлялись 44 б-ным с афазией. При 1-м предъявлении все 6 картинок принадлежали к разным семантич. категориям, а при каждом последующем предъявлении 1 из картинок заменялась, так что в рез-те 2, 3, 4, 5 и 6 из них принадлежали к одной и той же категории ("фрукты" или "мебель"). Как при слуховом понимании, так и при наименовании общее число ошибок и доля ошибок, относящихся к одной и той же семантич. категории, возрастало с увеличением кол-ва картинок, относящихся к одной и той же категории. Получен высокий коэф. корреляции между слуховым пониманием и называнием. У 100 др. б-ных с афазией семантич. парафазия изучалась при помощи стандартного интервью, проводимого до и после лечения. При афазии Вернике обнаружено больше семантич. парафазий, чем при афазии Брока. После лечения общее кол-во семантич. парафазий снизилось, а кол-во парафазий, принадлежащих к той же категории, что и искомое слов, возросло. Выдвигается гипотеза о 2-ступенчатом поиске: на 1-м этапе осуществляется выбор категории, на 2-м - выбор слова внутри категории. Б-ные с афазией испытывают затруднения при реализации 2-го шага. Библ. 49.
ГРНТИ : 34.39.23
Предметные рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
АФАЗИИ
ПАРАФАЗИЯ
СЛУХОВОЕ ПОНИМАНИЕ
НАЗЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

8.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.05-04М3.420

Автор(ы) : Zollinger, Heinrich
Заглавие : Categorical color perception: Influence of cultural factors on the differentiation of primary and derived basic color terms in color naming by Japanese chidren
Источник статьи : Vision Res. - 1988. - Vol. 28, N 12. - С. 1379-1382
Аннотация: У яп. детей (ЯП) в возрасте 12-15 лет, живущих в районном городе, в Токио или в ФРГ, исследовали особенности словарного обозначения цветов. Вначале ЯД просили составить список терминов "абсолютно необходимых" и "желательных" для минимального цветового лексикона, располагая их в порядке убывания значимости. Затем дети д. б. обозначить словами 117 цветных образцов шкалы Мунселла. Рез-ты сравнивают с данными подобного обследования студентов, говорящих на яп., нем. или англ. языке (ЯС, НС, АС). Большинство ЯД, живущих в разных регионах, оценивают 6 главных основных цветов "абсолютно необходимыми" терминами. Значительно выше у ЯД и ЯС процент отнесения в эту категорию ахроматических терминов "белый" и "черный". Это объясняют тем, что для японцев слово "цвет" включает как хроматические, так и ахроматические тона, тогда как для немцев и англичен слово "цвет" является антонимом ахроматических тонов. Влияние культуры заметно лишь в оценке "желательных" терминов. Рез-ты согласуются с мнением Uchikawa и Boynton, что цветовой лексикон и называние цветов отражают нейронный базис цветового зрения. Швейцария, Technisch-Chemisches Lab., Eidgenossische Technische Hochschule (ETH), СН-8092 Zurich. Библ. 14.
ГРНТИ : 34.39.19
Предметные рубрики: ЗРЕНИЕ
ЦВЕТОВОЕ
КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
НАЗЫВАНИЕ ЦВЕТОВ
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

9.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.06-04М3.410

Автор(ы) : Rusted, Jennifer
Заглавие : Developmental differences in the influence of orthographic and phonological information in visual word recognition
Источник статьи : Brit. J. Dev. Psychol. - 1989. - Vol. 7, N 1. - С. 73-81
Аннотация: Студенты, 12- и 8-летние дети выполняли задание на скоростное называние цвета чернил (синий, зеленый, красный, белый), к-рыми были написаны слова (Сл), семантически не связанные с каким-либо из цветов. Когда предъявляемое Сл имело фонологич. (рифма) и орфографич. (одинаковые 3 из 4 букв) сходство с названием цвета чернил, то это оказывало тормозный эффект, а при различии обеих этих х-к - облегчающий эффект на время голосовой р-ции. Фонологич. сходство при различии в написании Сл оказывало соотв. эффект только в гр. 8-летних детей. Др. задание заключалось в подборе 3-го Сл к заданной паре Сл по принципу "максимальной похожести". Во всех гр. испытуемых здесь доминировало фонологич., а не орфографич. сходство. Процесс зрит. опознания Сл с самого начала включает фонологич. и орфографич. х-ки, но в более старшем возрасте называние цвета начинается с автомат. активации фонологич. кодов, тогда как младшие дети пользуются сначала автомат. анализом графем. Великобритания, Univ. of Reading, Whiteknights RG62АЛ. Библ. 22.
ГРНТИ : 34.39.19
Предметные рубрики: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
НАЗЫВАНИЕ ЦВЕТА
СКОРОСТЬ
ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ КОДЫ
АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРАФЕМ
ВОЗРАСТ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

10.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.08-04П1.314

Автор(ы) : Johnson Carla J., Paivio Allan U., Clark James M.
Заглавие : Spatial and verbal abilities in children's crossmodal recognition: A dual coding approach
Источник статьи : Can. J. Psychol. - 1989. - Vol. 113, N 3. - С. 397-412
Аннотация: С позиций теории двойного кодирования продуктивность выполнения задания на тактильно-зрительное узнавание форм основывается либо на стратегии невербальной зрит. образности, либо на стратегии вербального называния и обусловлена образными и вербальными способностями. 184 ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выполняли тесты на определение зрительно-пространственных и вербальных способностей, после чего им предъявлялось задание на тактильно-зрительное узнавание форм при инструкциях на использование образности, называния и нейтральной инструкции. Показано, что продуктивность кроссмодального сравнения при инструкции на использование образности связана со зрительно-пространственными способностями, а при инструкции на называние - с вербальными. При нейтральной инструкции дети предпочитали пользоваться стратегией называния. Делается выод о том, что развитие соотв. способностей является необходимым предварит. условием эффективного использования образности и называния. Канада, Univ. of Western Ontario London, Ontario, N6А 5С2. Библ. 40.
ГРНТИ : 15.31.31
Предметные рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
КРОССМОДАЛЬНОЕ УЗНАВАНИЕ
ОБРАЗЫ
НАЗЫВАНИЕ
СПОСОБНОСТИ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

11.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.09-04П1.64

Автор(ы) : Uchikawa, Hiromi, Uchikawa, Keiji, Boynton Robert M.
Заглавие : Influence of achromatic surrounds on categorical perception of surface colors
Источник статьи : Vision Res. - 1989. - Vol. 29, N 7. - С. 881-890
Аннотация: Методом т. н. "категориального называния цветов" изучались изменения в восприятии цвета (тестового цвета, ТЦ), вызываемые введением ахроматического фона (АФ). АФ квадратной формы окружал со всех сторон квадратный ТЦ и менялся по величине, коэф. отражения и расстоянию до ТЦ (величине темнового интервала между АФ и ТЦ). В качестве ТЦ использовался набор цветовых образцов из OSA - однородных цветовых шкал. Образцы имели разные значения шкальных координат L, j и g, представлявших соотв. светлотную, сине-желтую и красно-зеленую составляющие ТЦ. ТЦ подсвечивались невидимым для глаз испытуемых проектором и при черном окружении воспринимались как самосветящиеся апертурные цвета. При введении небольшого по величине АФ (с толщиной стороны в 33' при размерах ТЦ в 2,2'ГРАДУС') ТЦ воспринимались испытуемыми как поверхностные цвета (ПЦ), т. е. принадлежащие поверхности нек-рого объекта зрит. сцены. При этом ощущение коричневого цвета возникало только при наличии АФ. Уменьшение размеров АФ или увеличение расстояния АФ до ТЦ вызывали тенденцию восприятия ТЦ как апертурных. В отличие от уровня общего освещения, коэф. отражения АФ оказался значимым фактором для восприятия ТЦ как ПЦ. Белые АФ были более эффективны в вызове ощущения ПЦ, чем серые. США, Univ. of California, La Jolla, CA 92093. Библ. 13.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЦВЕТА
АХРОМАТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ
КАТЕГОРИАЛЬНОЕ НАЗЫВАНИЕ ЦВЕТА
ЧЕЛОВЕК
ПСИХОФИЗИКА
Дата ввода:

12.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.06-04П1.57

Автор(ы) : Theios, John, Amrheim Paul C.
Заглавие : Theoretical analysis of the cognitive processing of lexical and pictorial stimuli: Rea ling, naming, and visual and conceptual comparisons
Источник статьи : Psychol. Rev. - 1989. - Vol. 96, N 1. - С. 5-24
Аннотация: Анализируются исследования, посвященные различиям между чтением слов и называнием картинок. Предлагается теория зрительной и когнитивной обработки слов и изображений, согласно к-рой называние изображений требует большего времени, чем называние слов. Чтение вслух подразумевает быстро осуществляющийся процесс перевода графем в фонемы, тогда как называние изображений подразумевает 2 процесса: определение смысла стимула и подбор наименования для него. Экспериментально показано, что время зрительного сопоставления 2 слов и 2 изображений не различается. Не различается также время 2 кроссмодальных сопоставлений (слово-изображение и изображение-слово). Симметрия зрительного и понятийного сопоставления свидетельствует о том, что кодирование не является по своей природе ни лингвистическим, ни образным, но абстрактным. На время обработки оказывают влияние размеры стимула: стимулы малого размера требуют большего времени. США, Univ. of Wisconsin-Madison, Madison, WI 53706. Библ. 56.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
СЛОВА
ИЗОБРАЖЕНИЯ
КОГНИТИВНАЯ ОБРАБОТКА
НАЗЫВАНИЕ
СРАВНЕНИЕ
ОБЗОРЫ
БИБЛ. 56
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

13.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 34 (BI24) 89.10-04М3.693

Автор(ы) : Paivio, Allan, Clark James M., Digdon, Nancy, Bons, Trudy
Заглавие : Referential processing: Reciprocity and correlates of naming and imaging
Источник статьи : Mem. and Cognit. - 1989. - Vol. 17, N 2. - С. 163-174
Аннотация: Мысленный переход от вербальной к невербальной информации и обратно (называние картинок, воображение слов) назван "относительной обработкой". Изучали детерминанты и соответствие во времени р-ции называния и воображения. 96 испытуемых нажимали на ключ, называя 248 картинок или воображая предметы, соответствующие их названия. Время р-ции продуцирования образа коррелировало со временем р-ции называния. Называние и продуцирование образа основываются на общем относительном факторе, включающем переменные, связанные с обоими направлениями обработки (вербально-невербальная и невербальновербальная). Др. факторами, определяющими время р-ции, являются вербальная знакомость, вербальная сложность, невербальная знакомость, невербальная сложность. Делается вывод о взаимном соответствии называния и продуцирования образа. Канада, Univ. of Western Ontario, London, Ontario N6A 5С2. Библ. 61.
ГРНТИ : 34.39.23
Предметные рубрики: ВРЕМЯ РЕАКЦИИ
ПРОДУЦИРОВАНИЕ ОБРАЗА
НАЗЫВАНИЕ ОБРАЗА
ЗНАКОМОСТЬ
СЛОЖНОСТЬ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

14.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 90.01-04П1.53

Автор(ы) : Berman, Steven, Friedman, David, Hamberger, Marla, Snodgrass, Joan Gay
Заглавие : Developmental picture norms: Relationships between name agreement, familiarity, and visual complexity for child and adult ratings of two sets of line drawings
Источник статьи : Behav. Res. Meth., Instrum., and Comput. - 1989. - Vol. 21, N 3. - С. 371-382
Аннотация: 40 детям (Д) и 37 взрослым (Вз) в возрасте, соответственно, 8,7 и 29,1 лет показывали 2 заимствованных из стандартных пособий набора контурных рисунков (Р) обиходных предметов. Каждому Р нужно было дать одно (для Вз) или лучшее (для Д) название, оценить его по степени знакомости в повседневном опыте и степени зрит. сложности. Для обоих наборов Р получены очень сходные взаимосвязи оценок, хотя имелись и различия в степени корреляции знакомости со сложностью. Д и Вз одинаково называли 295 из 320 р. Согласно полученным данным, оценки знакомости, сложности и, в меньшей степени, называние Р базируются на том уровне обработки информации, к-рый формируется уже к возрасту 7 лет, и впоследствии модифицируются очень незначительно. США, Medical Genetics (А310), New York State Psychiatrie Inst., New York, NY 10032. Библ. 12.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ОБИХОДНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ
НАЗЫВАНИЕ
ОЦЕНКИ
ЗНАКОМОСТЬ
ЗРИТЕЛЬНАЯ СЛОЖНОСТЬ
ВОЗРАСТ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

15.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.05-04П1.209

Автор(ы) : Stiles, Joan, Tada, Wendy, Whipple, Tamela
Заглавие : Facilitative effects of labeling on preschool children's copying of simple geometric forms
Источник статьи : Percept. and Mot. Skills. - 1990. - Vol. 70, N 2. - С. 663-672
Аннотация: 150 детей в возрасте от 2,5 до 5 лет копировали геометрич. фигуры в экспериментальных и контрольных условиях. В эксперим. условиях геометрич. формам присваивались наименования знакомых предметов. Это существенно облегчало копирование - однако лишь в том случае, когда оно предоставляло для детей определенную сложность. Делается вывод о том, что называние форм вводит их в контекст, предоставляющий детям дополнит. информацию, необходимую для их точного воспроизведения. Альтернативное объяснение заключается в том, что называние "извлекает" графическую форму, уже имеющуюся в репертуаре ребенка; т. е. оно позволяет ребенку выстроить двигат. программу, к-рая используется для воспроизведения формы. США, Univ. of California, San Diego, La Jolla, CA 92093. Библ. 32.
ГРНТИ : 15.31.31
Предметные рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
КОПИРОВАНИЕ
НАЗЫВАНИЕ
КОНТЕКСТ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

16.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.01-04П1.340

Автор(ы) : Bayles Kathryn A., Tomoeda Cheryl K., Trosset Michael W.
Заглавие : Naming and categorical knowledge in Alzheimer's disease the process of semantic memory deterioration
Источник статьи : Brain and Lang. - 1990. - Vol. 39, N 4. - С. 498-510
Аннотация: Считается, что семантическая память при болезни Альцгеймера (БА) нарушается постепенно, начиная от утраты знания св-в объекта, кончая утратой категориального знания. Предполагается, что называние представляет собой вычислительный процесс, требующий прежде всего знания св-в объекта. Такое предположение подтверждается данными о том, что при ошибочном назывании б-ные БА пользовались категориальной информацией, а атрибутивные тесты выполняли хуже, чем категориальные. Авт. исследовали процесс называния у б-ных БА и здоровых испытуемых пожилого возраста. Рез-ты показали, что называние более тесно связано с категориальной, чем с атрибутивной информацией. США, Dep. of Speech and Hearing Sciences, Aging and Communication Project, Univ. of Arizona, Tucson, AZ 85721. Библ. 30.
ГРНТИ : 15.81.61
Предметные рубрики: ПАТОПСИХОЛОГИЯ
БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА
ПАМЯТЬ
СЕМАНТИЧЕСКАЯ
НАЗЫВАНИЕ
АТРИБУТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

17.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.02-04П1.331

Автор(ы) : Li, Edith Clin, Williams Sarah E.
Заглавие : The effects of grammatic class and cue type on cueing responsiveness in aphasia
Источник статьи : Brain and Lang. - 1990. - Vol. 38, N 1. - С. 48-60
Аннотация: Исследовалась реакция на 2 типа подсказок (смысловую и фонематическую), принадлежащих к 2 грамматич. классам (существительные и глаголы) у 36 б-ных разными типами афазии. Подсказки применялись в тех случаях, когда обнаруживалось нарушение функции называния. Реакция на подсказку зависела от типа афазии и грамматического класса используемого для подсказки слова (существительные были лучшей подсказкой). Тип подсказки существенной роли не играл. Обсуждается вопрос о нейрофизиол. механизме реакции на подсказку. США, Dep. of Speech Communication (ЕС 199), California State Univ., Fullerton, Fullerton, CA 92634. Библ. 31.
ГРНТИ : 15.81.61
Предметные рубрики: НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
АФАЗИИ
НАЗЫВАНИЕ
ПОДСКАЗКИ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

18.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 91.03-04П1.151

Автор(ы) : Davis John M., Spring, Carl
Заглавие : The digit naming speed test: its power and incremental validity in identifying children with specific reading disabilities
Источник статьи : Psychol. Schools. - 1990. - Vol. 27, N 1. - С. 15-22
Аннотация: Изучали диагностические возможности теста скоростного называния цифр (ТСНЦ) для определения способностей к чтению. Маличики в возрасте 6,5 и 13,5 лет дважды выполняли ТСНЦ, читая вслух названия 50 цифр. Показатели ТСНЦ, выраженные в средней частоте названных цифр за секунду и скорректированные с учетом возрастной дисперсии испытуемых, хорошо (83,3%) дифференцировали детей со сниженной и нормальной скоростью чления. Оценку валидности ТСНЦ проводили в сопоставлении со шкалами Опознания слов из теста индив. достижений Peabody и шал Вербального 1Q и Исполнительного 1Q из теста Векслера (WISC-R) на гр. хорошо читающих 13-летних детей. ТСНЦ позволил лучше предсказать качество выполнения детьми теста на опознание слов. США, Univ. of California, Davis, CA 95616. Библ. 13.
ГРНТИ : 15.21.69
Предметные рубрики: ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ
ЧТЕНИЕ
ТЕСТ СКОРОСТНОГО НАЗЫВАНИЕ ЦИФР
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

19.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 93.03-04П1.046

Автор(ы) : Brodie Eric E., Wallace Andrew M., Sharrat, Brian
Заглавие : Effect of surface characteristics and style of production on naming and verification of pictorial stimuli
Источник статьи : Amer. J. Psychol. - 1991. - Vol. 104, N 4. - С. 517-545
Аннотация: Большинство теорий узнавания объектов не учитывает роли фактуры, цвета, а также стилистических различий в изображении предметов. Исследовали называние и опознание схематических изображений, черно-белых и цветных фотографий бытовых предметов. Установлено, что при назывании схематических изображений решающими факторами являются толщина линии, контрастность и время предъявления. При этом более детальные изображения, сделанные художниками, узнавались быстрее, чем более схематичные, сделанные компьютером. Черно-белые фотографии назывались быстрее, чем рисунки, а цветные - быстрее, чем черно-белые. Различий во времени узнавания между рисунками и фотографиями обоих типов не выявлено. Библ. 28.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ГРАФИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ
УЗНАВАНИЕ
НАЗЫВАНИЕ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

20.

Вид документа : Статья из журнала
РЖ ВИНИТИ 15 (BI44) 92.08-04П1.160

Автор(ы) : Simpson, Jean, Tarrant Arthur W.S.
Заглавие : Sex- and age-related differences in colour vocabulary
Источник статьи : Lang. and Speech. - 1991. - Vol. 34, N 1. - С. 57-62
Аннотация: Собраны данные по называнию цветов 26 женщинами и 24 мужчинами при определении 200 цветных образцов. Женщины использовали более изысканные названия цветов, чем мужчины, и, в противоположность др. исследованиям, выявлено, что испытуемые старшего возраста использовали более изысканные названия, чем молодые. Мужчины старшего возраста использовали более изысканные названия, чем молодые женщины, что показывает, что, хотя половые различия достаточно стабильны, однако словарь продолжает развиваться с возрастом. Великобритания, Home and Dometsic Engineering Research Unit, Dept. of Chemical and Process Engineering, Univ. of Surrey, Guilford, Surrey GU5XH. Библ. 13.
ГРНТИ : 15.21.41
Предметные рубрики: ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
НАЗЫВАНИЕ ЦВЕТОВ
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
ЦВЕТОВОЙ СЛОВАРЬ
ЧЕЛОВЕК
Дата ввода:

 1-20    21-40   41-51 
 




© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)